|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
ВДЦ ”ОРЛЕНОК” ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОМ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ
ПРОГРАММА”ОХОТА НА ЛИС”
Руководитель: АЧОХ Ю.О. Педагог дополнительного образования
2003 г.
Пояснительная записка к программе "Охота на лис" - это один из видов радиоспорта, который распространен во всем мире как один из интереснейших технических видов спорта. В программе особое внимание уделяется практическим занятиям, где ребята осваивают работу с приемником-пеленгатором и овладевают приемами радиопеленгации, что является основой данного вида спорта. Программа рассчитана на 6 занятий. Возраст ребят II-I5 лет /мальчики и девочки/. Работа осуществляется в учебной группе /до 15 человек/ по учебному плану с учетом индивидуальных особенностей ребят. Программа составлена с учетом работы с временным коллективом, т.е. в условиях детских лагерей. Это означает разноуровневый и разновозрастной состав детей в группе.
Цель: знакомство ребят с одним из видов радиоспорта /спортивная радиопеленгация "Охота на лис"/
Обучающие задачи: научить ребят пользоваться радиопеленгатором ЛЕС-3,5, вести ближний поиск передатчика /"лисы"/, познакомить ребят с азбукой Морзе и методом изучения знаков азбуки, познакомить с правилами соревнований по спортивной радиопеленгации /"Охота на лис"/.
Воспитательные задачи: воспитание дисциплины, чувства ответственности, воспитание коллективизма.
_Развивающие задачи: - расширение кругозора детей в области применения радио в радиоспорте - разновидности радиоспора - азбука Морзе, международный язык в радиосвязи и всех видов радиоспорта. Принципы: - учет индивидуальных особенностей детей; - учет возрастных особенностей детей; - выбор подростком вида деятельности по интересу; - доступность программы; Методы: - теоретические /беседа, объяснение, рассказ/, - наглядные /плакаты, оборудование, видеофильм/, - практические /поиск передатчика на местности, в помещении, прием на слух знаков азбуки Морзе и работы на телеграфном ключе.
Конечный результат освоения программы: овладение основами теоретических и практических знаний и умений по программе кружка "Охота на лис" /освоение телеграфной азбукой Морзе /I8 знаков/, овладение навыком ведения поиска радиопередатчика /"Лисы"/.
Общий объем программы: 12 часов из них: теории: 3 часа индивидуальная практическая работа 9 часов.
Условия реализации программы: при реализации программы кружка «Охота на лис» необходимо использовать наглядные пособия плакаты: - азбука Морзе - кодовые сокращения, используемые в профессиональной и радиолюбительской радиосвязи, - специальное оборудование /приемники ЛЕС-3,5, телеграфные ключи, электронный ключ и передатчик / «Лиса» /.
Учебно-тематический план кружка «Охота на лис»
Примечание: практические занятия проводятся в специально оборудо- ванном кабинете.
ЗАНЯТИЯ I занятие. Тема: история развития радио в нашей стране. Сущность телеграфных знаков азбуки Морзе. Запись знаков азбуки Морзе, изучение знаков азбуки: е, и, с, х, т, м, о, ш. 5, 0. Задачи: знакомство с детьми, выявить интересы и способности, способствовать созданию интереса к радиоспорту, вовлечь детей в деятельность. Знакомство и запись знаков азбуки Морзе, изучение ребятами знаков азбуки на слух. Прием на слух текста на изученные знаки. Закрепление изученных знаков. Форма занятия: свободная беседа с детьми в диалоговой форме, демонстрация таблицы с азбукой Морзе. Демонстрация работы ключа, звучание коротких и длинных сигналов. Групповая работа с детьми при объяснении материала, индивидуальная практическая работа с детьми при изучении знаков азбуки Морзе. План занятия: Россия - родина открытий в области электро и радиотехники. История развития: Ломоносов М.В. /середина 18 века/ указал пути применения электричества, Петров В.В. /I802 г./ - создание электрической дуги, ее применение; Попов А.С. /1896г./ - демонстрация первого радиоприемника. 7 мая - день Радио /с 1945г./. Возможности радио сегодня /радиовещание и телевидение, радиолокация, радионавигация, радиоастрономия, связь с космическими кораблями, орбитальными станциями/. Радиолюбительское движение, международный союз радиолюбителей. Сущность телеграфных знаков азбуки Морзе. Соотношение длинных и коротких сигналов азбуки. Использование напевов при изучении знаков азбуки Морзе. Запись знаков азбуки Морзе /точки, тире, напевы/. Изучение знаков азбуки, состоящих из «точек» /коротких сигналов/:е, и, с, х, 5. Изучение знаков азбуки, состоящих из «тире» /длинных сигналов/: т. м, о,ш, О. Прием текста и радиограммы наизученные темы. Методические рекомендации: для создания интереса у детей занятие следует проводить в возвышенном тоне. Желательно выбрать интересную тему для ребят /история/, что позволит включить ребят в совместный разговор. На занятии необходимо раскрыть перспективный план занятий в кружке. На первом занятии важно создать положительный настрой детей на деятельность в кружке, друг на друга. При знакомстве детей со знаками азбуки Морзе следует использовать наглядный материал /таблицы/, ключ. При индивидуальной работе на "прием" дети принимают, а педагог передает текст на изученные знаки, используя контрольный текст. Педагог уделяет внимание каждому ребенку, учитывая уровень усвоения материала. Для лучшего усвоения материала, ребятам при приеме текста желательно использовать напевы.
2 занятие: Тема занятия: запись кодовых сокращений, используемых в любительской и профессиональной радиосвязи. Запись шифра, правила пользованием шифром и его применение. Повторение изученных знаков, прием текста на эти знаки. Изучение знаков а, у, ж, 4, п, д, б, 6. Приемник ЛЕС-3,5, его назначение, приемы радиопеленгации. Задачи: знакомство и запись кодовых сокращений используемых в радиосвязи в телеграфном режиме. Знакомство с шифром и его применение. Прием текста на изученные знаки, закрепление пройденного материала. Изучение новых знаков азбуки Морзе. Приемник ЛЕС-3,5, принцип его действия. Определение направления на передатчик. Форма занятия: групповая форма работы с детьми при объяснении материала. Диалоговый режим работы с детьми при повторении и закреплении знакомого материала /азбуки Морзе/. Индивидуальная работа с радиопеленгатором /приемник ЛEC-3,5 План занятия: кодовые сокращения используются в любительской и профессиональной радиосвязи /трехбуквенные и двухбуквенные сочетания/ в телеграфном режиме. Правила пользования шифром, его применение при проведении игр на местности. Повторение ранее изученных знаков азбуки Морзе. Прием текста на данные знаки. Изучение знаков а, у, ж, 4, н, д, б, 6. Прием текста на изученные знаки. Практическое занятие с радиопеленгатором. - настройка приемника на частоту работающего передатчика («лиса»); - приемы радиопеленгации; - поиск передатчика в помещении /на местности/; Методические рекомендации: при записи кодовых сокращений и шифра используется наглядный материал /таблицы/. При повторении и изучении азбуки Морзе целесообразно использовать наглядность (таблицы с азбукой Морзе). Запись детьми принимаемых текстов в тетради. При практической индивидуальной работе с радиоприемником при поиске передатчика /"лиса"/ необходимо начинать с небольшого расстояния /в помещении или на местности/ для того, чтобы дети освоили "поиск". В процессе работы в группе можно использовать помощь детей у которых хорошо получается поиск передатчика.
3 эанятие.
Тема занятия: правила соревнования по радиоспорту /"Охота на лис"/. Прием текста на изученные знаки. Практическое занятие по спортивной радиопеленгации, поиск передатчика /"лисы"/. Передача флажками знаков азбуки Морзе. Задачи: знакомство с правилами соревнований по радиоспорту. Освоение и закрепление навыка поиска передатчика на местности. Закрепление умения принимать на слух текст на изученные знаки азбуки Морзе. Знакомство с передачей флажками знаков телеграфной азбуки Морзе. Форма занятия: объяснение педагогом правил соревнований по радиоспорту. Групповая форма работы - повторение и закрепление изученных знаков азбуки Морзе. Индивидуальная работа с радиопеленгатором. План занятия: виды соревнований по радиоспорту, положение о соревнованиях по радиоспорту, соревнования по спортивной радиопеленгации – «охота на лис». Позывные радиопередатчиков /"лис"/ "лиса" № I - МОЕ "лиса" № 4 - МОХ "лиса" № 2 - МОИ «лиса» № 5 - МО5 "лиса" № 3 - МОС Цикличность работы передатчиков / «лис»/. Использование приводной станции /радиомаяка/, его назначение, работа на финише. Повторение изученных знаков: е, и, с, х, 5, т, м, о, ш, 0, а. у, ж, 4, н, д, б, 6. Прием текста на данные знаки с записью в тетради. Практическое занятия по поиску передатчика на местности /в помещении/ в зависимости от погодных условий. Методические рекомендации: при повторении знаков азбуки Морзе следует использовать таблицы с азбукой Морзе. При работе с передатчиком /"лиса"/ следует обратить внимание на разный уровень усвоения материала детьми, учитывая, что группа разновозрастная и разноуровневая. Дети, которые хорошо овладели приемами радиопеленгации могут получить более сложное задание по месту нахождения передатчика, а для тех, кто слабо освоил технику веденя поиска,.упрощаем задачу местонахождения передатчика /соответственно - увеличение и уменьшение расстояния местонахождения передатчика/.
4-5 занятие.
Тема занятия: практические занятия по спортивной радиопеленгации. Поиск передатчика не местности. Задачи: освоение и закрепление навыков поиска передатчика на местности. Форма: индивидуальная работа - поиск передатчика на местности. План занятия: вначале занятия можно провести с ребятами собеседование с целью выявления ошибок, допускаемых во время поиска передатчика. Поиск передатчика на местности /в помещении/ в зависимости от погодных условий. Методические рекомендации: больше индивидуальной работы с каждым, с целью выявления ошибок, допускаемых при поиске передатчика. Практиковать поиск передатчика на скорость, т.е. с минимальной затратой времени. На 4-5 занятиях можно усложнять задачу: увеличивать расстояние местонахождения передатчика.
6 занятие.
Тема занятия: итоговое занятие /соревнование/ - поиск передатчика с фиксированием времени поиска. Задачи: проверить приобретенные детьми знания и умения по радиоспорту /определение местонахождения передатчика за минимальное время/. Прием на слух и запись текста на изученные знаки азбуки Морзе. Форма занятия: проведение соревнования по поиску передатчика / «лисы» /, зачет-прием контрольного текста на знаки азбуки Морзе /I8 знаков/. План занятия: индивидуальная практическая работа детей -поиск передатчика с фиксированием времени поиска /задача: за минимальное время определить и найти местонахождение передатчика /"лисы"/. Прием контрольного текста на изученные знаки азбуки Морзe /I8 знаков/. Методические рекомендации: для создания интереса детей и качественного закрепления полученных знаний и умений в кружке, итоговое занятие в проводится форме соревнования, что приближенно к настоящим соревнованиям по радиоспорту. Важен момент настроя детей в начале соревнований, время поиска передатчика фиксируется, выявляются победители. Индивидуальная форма работы с детьми при проведении соревнования способствуют обьективной оценке результатов. По окончании соревнования следует сделать обший разбор и анализ допущенных ошибок при работе с радиоприемником. Победители, занявшие 1-3 места награждаются. При проведении зачета на знание знаков азбуки Морзе педагог передает контрольный текст /I3 знаков/, дети записывают, затем сверяют свои записи с контрольным текстом. Это позволяет выявить уровень усвоения детьми материала /азбуки Морзе/. По окончании итогового занятия все дети, участники кружка получают свидетельства об освоении программы кружка «Охота на лис».
Литература Сборник руководящих документов и методических советов по радиоспорту. Издательство ДОСААФ, Москва, 1979г. Методические рекомендации по подготовке и проведению соревнований по радиоспорту. Издательство ДОСААФ, 1984г. Баранов А.А. Юный радиолюбитель. Москва, "Просвещение", 1985г. Методические рекомендации /специальная подготовка "охотников на лис", приемник юного лисолова/. Издательство CЮT Министерства просвещения Белоруссии. Минск, 1974г.
|