352842, Краснодарский край, Туапсинский район, ВДЦ "Орленок". т. 8-(86167)-91-2-69                   

 ВДЦ ”ОРЛЕНОК”

ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ДОМ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ

  

ПРОГРАММА

”ОХОТА  НА  ЛИС”

 

Руководитель: АЧОХ  Ю.О.

Педагог дополнительного образования

 

 

 

2003 г.

  

Пояснительная записка к программе

"Охота на лис" - это один из видов радиоспорта, который распространен во всем мире как один из интереснейших технических видов спорта.

В программе особое внимание уделяется практическим заня­тиям, где ребята осваивают работу с приемником-пеленгатором и овладевают приемами радиопеленгации, что является основой данного вида спорта.

Программа рассчитана на 6 занятий. Возраст ребят II-I5 лет /мальчики и девочки/.

Работа осуществляется в учебной группе /до 15 человек/ по учебному плану с учетом индивидуальных особенностей ребят.

Программа составлена с учетом работы с временным коллекти­вом, т.е. в условиях детских лагерей. Это означает разноуровневый и разновозрастной состав детей в группе.

 

Цель: 

знакомство ребят с одним из видов радиоспорта /спортивная радиопеленгация "Охота на лис"/

 

Обучающие задачи:

научить ребят пользоваться радиопеленгатором ЛЕС-3,5, вести ближний поиск передатчика /"лисы"/, познакомить ребят с азбукой Морзе и методом изучения знаков азбуки, познакомить с правилами  соревнований по спортивной  радиопеленга­ции /"Охота на лис"/.

 

Воспитательные задачи:

воспитание дисциплины, чувства ответственности, воспитание коллективизма.

 

_Развивающие задачи:

-         расширение кругозора детей в области применения радио в радио­спорте

-         разновидности радиоспора                

- азбука Морзе, международный язык в радиосвязи и всех видов радио­спорта.

Принципы:

- учет индивидуальных особенностей детей;

- учет возрастных особенностей детей;

- выбор подростком вида деятельности по интересу;

- доступность программы;

Методы:

- теоретические /беседа, объяснение, рассказ/,

- наглядные /плакаты, оборудование, видеофильм/,

- практические /поиск передатчика на местности, в помещении,

прием на слух знаков азбуки Морзе и работы на телеграфном ключе.

 

Конечный результат освоения программы:

овладение основами теоретических и практических знаний и умений по программе кружка "Охота на лис" /освоение телеграфной азбукой Морзе /I8 знаков/, овладение навыком ведения поиска радиопередатчика

/"Лисы"/.

 

 

Общий объем программы: 12 часов

из них:  

теории:        3 часа

индивидуальная

практическая работа     9 часов.

 

 

Условия реализации программы:

при реализации программы кружка «Охота на лис» необходимо

использовать наглядные пособия

плакаты:

- азбука Морзе

- кодовые сокращения, используемые в профессиональной и радиолюбительской радиосвязи,

                 - специальное  оборудование /приемники ЛЕС-3,5, телеграф­ные ключи, электронный ключ и передатчик / «Лиса» /.

 

 

Учебно-тематический план кружка

«Охота на лис»

 

 

Т  е  м  а

Количество   часов

 

 

теория

практика

 всего

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

4.

5.

 

 

6.

 

 

 

Организационное занятие. История развития радио

в на­шей стране. Сущность телеграфных знаков

азбуки Морзе. Запись знаков азбуки Морзе, изучение

знаков азбуки: е, и, с, х, т, м, о, ш, 5, О,

 

Запись кодовых сокращений, используемых в

любительской и профессиональной радиосвязи.

 Запись шифра, правила пользованием шифром

и его применение. Пов­торение изученных знаков,

прием текста на эти знаки. Изучение знаков: а, у, ж,

4, п, д, б, б. Приемник ЛЕС-3,5, его назначение,

приемы радиопелен­гации

 

Правила соревнований по радиоспорту («Охота на лис»).

Прием текста на изученные знаки. Практическое заня­тие

 по спортивной радиопеленгации, поиск передатчи­ка "лисы"/.

 Передача флажками знаков азбуки Морзе

 

Практические занятия по спортивной радиопеленгации. Поиск передатчика на местности.

 

Итоговое занятие. Поиск передатчика с фиксированием                               времени поиска /соревнование/.

 

 

ИТОГО:

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

-

-

 

 

-

 

 

3

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

2

 

 

2

 

 

9

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

2

 

 

2

 

 

12

 

            Примечание: практические занятия проводятся в специально оборудо-                                        ванном кабинете.

 

ЗАНЯТИЯ

I занятие.

     Тема: история развития радио в нашей стране. Сущность телеграфных знаков азбуки Морзе. Запись  знаков азбуки Морзе, изучение знаков азбуки: е, и, с, х, т, м, о, ш. 5, 0.

        Задачи: знакомство с детьми, выявить интересы и способ­ности, способствовать созданию интереса к радиоспорту, вовлечь детей в деятельность. Знакомство и запись знаков азбуки Морзе, изуче­ние ребятами знаков азбуки на слух. Прием на слух текста на изученные знаки. Закрепление изученных знаков.

      Форма занятия: свободная  беседа с детьми в диалоговой форме, демонстрация таблицы с азбукой Морзе. Демонстрация работы ключа, звучание коротких и длинных сигналов. Групповая работа с деть­ми при объяснении материала, индивидуальная практическая работа с детьми при изучении знаков азбуки Морзе.

      План занятия: Россия - родина открытий в области электро и радиотехники. История развития: Ломоносов М.В. /середина 18 века/ указал пути применения электричества,  Петров В.В. /I802 г./ - созда­ние электрической дуги, ее применение; Попов А.С. /1896г./ - демонстрация первого радиоприемника. 7 мая - день Радио /с 1945г./. Возможности радио сегодня /радиовещание и телевидение, радиолокация, радионавигация, радиоастрономия, связь с космическими кораблями, орбитальными станциями/. Радиолюбительское движение, международный союз радиолюбителей.  Сущность телеграфных знаков азбуки Морзе.

Соотношение длинных и коротких сигналов азбуки. Использование напевов

при изучении знаков азбуки Морзе.

Запись знаков азбуки Морзе /точки, тире, напевы/.

Изучение   знаков азбуки, состоящих из «точек» /коротких сигналов/:е, и, с, х, 5.

Изучение знаков азбуки, состоящих из «тире» /длинных сигналов/: т. м, о,ш, О.

Прием текста и  радиограммы наизученные темы.

Методические рекомендации: для создания интереса у детей занятие следует проводить в возвышенном тоне. Желательно выбрать интересную тему для ребят /история/, что позволит включить ребят в совместный разговор. На занятии необходимо раскрыть перспективный план занятий в кружке. На первом занятии важно создать положительный

настрой детей на деятельность в кружке, друг на друга. При зна­комстве детей со знаками азбуки Морзе следует использовать наглядный материал /таблицы/, ключ. При индивидуальной работе на "прием" дети принимают, а педагог передает текст на изученные  знаки, используя контрольный текст. Педагог уделяет внимание каждому ребенку, учиты­вая уровень усвоения материала. Для лучшего усвоения материала, ребя­там при приеме текста желательно использовать напевы.

 

2 занятие:

         Тема занятия: запись кодовых сокращений, используемых в

любительской и профессиональной радиосвязи. Запись шифра, правила пользованием шифром и его применение. Повторение изученных знаков, прием текста на эти знаки. Изучение знаков а, у, ж, 4, п, д, б, 6. Приемник ЛЕС-3,5,  его назначение, приемы радиопеленгации.

          Задачи: знакомство и запись кодовых сокращений используемых в радиосвязи в телеграфном режиме. Знакомство с шифром и его применение. Прием текста на изученные знаки, закрепление пройденно­го материала. Изучение новых знаков азбуки Морзе. Приемник ЛЕС-3,5, принцип его действия. Определение направления на передатчик.

         Форма занятия: групповая форма работы с детьми при объяс­нении материала. Диалоговый режим работы с детьми при повторении и закреплении знакомого материала /азбуки Морзе/. Индивидуальная работа с радиопеленгатором /приемник ЛEC-3,5

         План занятия: кодовые сокращения используются в любительской и профессиональной радиосвязи /трехбуквенные и двухбуквенные сочетания/ в телеграфном режиме. Правила пользования шифром, его применение при  проведении игр на  местности. Повторение ранее изучен­ных знаков азбуки Морзе. Прием текста на данные знаки. Изучение зна­ков а, у, ж, 4, н, д, б, 6. Прием текста на изученные знаки. Практическое занятие с радиопеленгатором.

- настройка приемника на  частоту работающего передатчика («лиса»);

- приемы радиопеленгации;

- поиск передатчика в помещении /на местности/;

        Методические рекомендации: при записи кодовых сокращений и шифра используется наглядный материал /таблицы/. При повторении и изучении азбуки Морзе целесообразно использовать наглядность (табли­цы с азбукой Морзе). Запись  детьми принимаемых текстов в тетради. При практи­ческой индивидуальной работе с радиоприемником при поиске передатчика /"лиса"/ необходимо начинать с небольшого расстояния /в помещении или на местности/ для того, чтобы дети освоили "поиск". В процессе работы в группе можно использовать помощь детей у которых хорошо получается поиск передатчика.

 

3 эанятие.

 

   Тема занятия: правила соревнования по радиоспорту /"Охота на лис"/. Прием текста на изученные знаки. Практическое занятие по спортивной радиопеленгации, поиск передатчика /"лисы"/. Передача флажками знаков азбуки Морзе.

   Задачи: знакомство с правилами соревнований по радиоспорту. Освоение и закрепление навыка поиска передатчика на местности. Закреп­ление умения  принимать на слух текст на изученные знаки азбуки Морзе. Знакомство с передачей флажками знаков телеграфной азбуки Морзе.

  Форма занятия: объяснение педагогом правил соревнований по радиоспорту. Групповая форма работы - повторение и закрепление изучен­ных знаков азбуки Морзе. Индивидуальная работа с радиопеленгатором.

   План занятия: виды соревнований по радиоспорту, положение о соревнованиях по радиоспорту, соревнования по спортивной радиопеленгации – «охота на лис». Позывные радиопередатчиков /"лис"/

"лиса" № I   - МОЕ          "лиса" № 4      - МОХ

"лиса" № 2  - МОИ          «лиса» № 5    -   МО5

"лиса" № 3   - МОС

    Цикличность работы передатчиков / «лис»/. Использование приводной стан­ции /радиомаяка/, его назначение, работа на финише. Повторение изучен­ных знаков: е, и, с, х, 5, т, м, о, ш, 0, а. у, ж, 4,  н, д, б, 6. Прием текста на данные знаки с записью в тетради. Практическое занятия по поиску передатчика на местности /в помещении/ в зависимости от погод­ных условий.

   Методические рекомендации: при повторении знаков азбуки Морзе следует использовать таблицы с азбукой Морзе. При работе с пере­датчиком /"лиса"/ следует обратить внимание на разный уровень усвоения материала детьми, учитывая, что группа разновозрастная и разноуровневая.  Дети, которые хорошо овладели приемами радиопеленгации могут получить более сложное задание по месту нахождения передатчика, а для тех, кто слабо освоил технику веденя поиска,.упрощаем задачу местонахождения передатчика /соответственно - увеличение и уменьшение расстояния место­нахождения передатчика/.

 

4-5 занятие.

       

         Тема занятия: практические занятия по спортивной радиопелен­гации. Поиск передатчика не местности.

      Задачи: освоение и закрепление навыков поиска передатчика на местности.

         Форма: индивидуальная работа - поиск передатчика на мест­ности.

      План занятия: вначале занятия можно провести с ребятами собеседование с целью выявления ошибок, допускаемых во время поиска передат­чика. Поиск передатчика на местности /в помещении/ в зависимости от погодных условий.

      Методические рекомендации: больше индивидуальной работы с каждым, с целью выявления ошибок, допускаемых при поиске передатчика. Практиковать поиск передатчика на скорость, т.е. с минимальной затра­той времени. На 4-5 занятиях можно  усложнять задачу: увеличивать расстояние местонахождения передатчика.

 

6 занятие.

 

Тема занятия: итоговое занятие /соревнование/ - поиск передатчика с фиксированием времени поиска.

  Задачи: проверить приобретенные детьми знания и умения по радиоспорту /определение местонахождения передатчика за минимальное время/. Прием на слух и запись текста на изученные знаки азбуки Морзе.

    Форма занятия: проведение соревнования по поиску передатчика / «лисы» /, зачет-прием контрольного текста на знаки азбуки Морзе /I8 знаков/.

      План занятия: индивидуальная практическая работа детей -поиск передатчика с фиксированием времени поиска /задача: за минимальное время определить и найти местонахождение передатчика /"лисы"/. Прием контрольного текста на изученные знаки азбуки Морзe /I8 знаков/.

   Методические рекомендации: для создания интереса детей и качественного закрепления полученных знаний и умений в кружке, итого­вое занятие в проводится форме соревнования, что приближенно к настоя­щим соревнованиям по радиоспорту. Важен момент настроя детей в начале соревнований, время поиска передатчика фиксируется, выявляются победи­тели. Индивидуальная форма работы с детьми при проведении соревнования спо­собствуют обьективной оценке результатов. По окончании соревнования следует сделать обший разбор и анализ допущенных ошибок при работе с радиоприемником. Победители, занявшие 1-3 места награждаются. При проведении зачета  на знание знаков азбуки Морзе педагог передает контрольный текст /I3 знаков/, дети записывают, затем

сверяют свои записи с контрольным текстом. Это позволяет выявить уровень усвоения детьми материала /азбуки Морзе/. По окончании итогового занятия все дети, участники кружка получают свидетельства об освоении программы кружка

«Охота на лис».

 

     

 

Литература

Сборник руководящих документов и методических советов по радиоспорту. Издательство ДОСААФ, Москва, 1979г.

Методические рекомендации по подготовке и проведению соревно­ваний по радиоспорту. Издательство ДОСААФ, 1984г.

Баранов А.А. Юный радиолюбитель. Москва, "Просвещение", 1985г.

Методические рекомендации /специальная подготовка "охотников

на лис", приемник юного лисолова/. Издательство CЮT Министерства

просвещения Белоруссии. Минск, 1974г.

 

 
Сайт создан в системе uCoz