|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ
ПРОГРАММАКРУЖКА ”Юные Летчики”
Руководитель: Чурзин И.В. Педагог дополнительного образования
2000 г.
Программа рассчитана на 8 занятий. Возраст детей от 12 до 15 лет (мальчики и девочки), так как теоретическая часть курса предполагает знание основ физики, и аналитическую деятельность.
Цель: Формирование патриотической позиции подростка через включение его в разнообразную познавательную деятельность.
Задачи: 1. Развитие чувства гордости за ВС России, в частности, за отечественную авиацию. 2. Развитие ответственности и самодисциплины. 3. Формирование представления о профессии летчика, получение основных знаний, умений, навыков в области авиации и парашютизма.
Методы и формы работы: - Словесный (лекция , беседа, семинар, об ъяснение ) - Личный пример ( тренажеры, личное отношение ) - Наглядный ( плакаты, схемы , модели ) - Визуальный ( видеофильм, слайды ) - КТВ ( коллективно-творческое воспитание : игры, логические задачи, КТД )
Учебно-тематический план кружка “Юные летчики”
1. Тема занятия: Вводное Вводное занятие – формирование авиаэкадрилии, разбивка по авиазвеньям. Техника безопасности при работе в кабинете. Выявление уровня знаний в области авиации, парашютизма и воздухоплавания, Рассказ о современной авиации России и о ведущих КБ. Задачи: · Выявить интересы и потребности ребенка. · Заинтересовать ребенка данным видом деятельности · Способствовать созданию интереса к ВВС · Расширить общий кругозор ребенка о воздухоплавании, авиации и парашютизме.
Форма занятия: + Свободная беседа в диалоговой форме. + Визуальная форма работы ( показ фотографий, видеофильма).
План занятия. 1. Знакомство ( с педагогом, планом работы, разбивка по авиазвеньям,…) –15 минут 2. Инструктаж по технике безопасности - 10 минут 3. Российские КонструкторскиеБюро.- Миль, Яковлев, Камов , Антонов, Туполев, Ильюшин,, Бериев, Микоян, СУХОЙ. – 15 минут. 4. Видеофильм “Руссое небо” – 45 минут 5. Подведение итогов.
Материалы и оборудование. - Стенд ”ВВС России” - Раздаточный материал “Авиация России” - В/ф «Русское небо».
Методические рекомендации. + При знакомстве необходимо разбить детей и подростков на микрогруппы (авиазвенья) с целью эффективного использования времени на практических занятиях. + Обязательно в конце занятия повторение пройденного материала с акцентом на базовых знаниях.
2. ТЕМА: Средства спасения в авиации. Высотно-компенсирующий костюм летчика, катапультное кресло, парашют. Практические занятия по устройству средств спасения летчика, примерка и подгонка снаряжения.
Задачи: · Расширить кругозор детей и подростков о средствах спасения · Научить правильно пользоваться средствами спасения · Проверка приобретенных знаний в течении занятия
Форма занятия. + Лекция-объяснение нового материала +Работа по микрогруппам для отработки и закрепления пройденного материала под руководством педагога и командиров авиазвеньев.
План занятий. 1. Общее представление ребят о средствах спасения. Их назначение и устройство.-30 минут. Высотный скафандр. Представляет собой герметичную одежду, с регулируемой газовой средой. Основные элементы скафандра: - многослойный костюм из наружной, силовой, газонепроницаемой и теплозащитной оболочек, шлем, перчатки и крепежные замки.
Катапультное кресло. Служит местом размещения для летчиков в обычном полете и средством спасения в аварийной ситуации. Основные элементы: регулируемая по высоте чаша ( кресло ) ,спинка, силовой каркас, система фиксации летчика с помощью регулируемых поясных ремней и разграничителей развода рук и ног, стреляющий механизм с пиропатронами, парашютная система ит.д.
Высотно-компенсирующий костюм. Служит для поддержания исходных параметров тела при избыточном давлении путем создания регулируемого внешнего давления. Он предупреждает чрезмерное растяжение легких и грудной клетки, смещение органов брюшной полости и депонирование крови в конечностях, вызываемые повышенным внутри легочным давлением.
Парашют Д-5. Предназначен для совершения учебно-тренировочных и боевых прыжков из самолетов, вертолетов, аэростатов. Он позволяет прыгать на скорости до 350 км/ч с полной экипировкой. Парашют может вводиться со стабилизацией падения и без, сразу же после отделения парашютиста от самолета, или с задержкой в раскрытии. Минимальная безопасная высота прыжка со стабилизацией –300м. При принудительном раскрытии-100м. Усилие для выдергивания кольца – 16 кг. Скорость снижения при массе 120 кг не превышает 5 м/с, скорость при стабилизирующем падении –35 м/с. Вес- 16 кг. Парашют состоит из следующих основных частей: - купол со стропами (24 у З-5 и 28 у Д-5-II ). - Подвесная система - Ранец - Двухконусный замок - Чехол купола - Вытяжной и стабилизирующий парашюты - Вытяжной трос и веревка - 2 вытяжных колец (с 1 и 2 тросами ) - переносной сумки и паспорта.
3.Практическая отработка пройденного материала по звеньям.- 45 минут.
Материалы и оборудование: - Парашют Д-5 (основной и тренировочные комплекты) - ВКК - Катапультное кресло
Методические рекомендации. / Для усвоения материала и лучшей его отработки на практической части занятия демонстрация работы проводится в медленном темпе с детальным пояснением.
3.Тема: Парашют в авиациии.
История развития парашютизма. Назначение, устройство запасного парашюта З – 5 . Практическое занятие по неполной укладке запасного парашюта З - 5.
Задачи:. · Познакомить ребят с назначением, устройством и принципом действия спасательного парашюта. · Отработать с ребятами на практике неполную укладку парашюта З – 5. · Заинтересовать подростков парашютизмом как видом спорта.
Форма занятия. + Комбинированное. Параллельная работа нескольких групп и на теории, и на практике. + Визуальное ( видео-просмотр )
План занятия: 1. Организационные моменты – 5 минут. 2. .История развития парашютизма (основные вехи) – 10 минут. 3. Принцип действия, назначение, устройство парашюта –15 минут. 4. Укладка парашюта З – 5 .- 30 минут. 5. Видеофильм о парашютном спорте. – 30 минут.
Запасной парашют предназначен для спасения жизни парашютисту при полном или частичном отказе основного парашюта. Площадь купола-50 м2, имеет 24 стропы длиной 6,3 м вес – 8 кг. - ранец - 24 стропы - 12 сот - свободные концы - метки - купол - стабилизирующие крылышки и т. д. - Материалы и оборудование: Видеофильм, комплект запасных парашютов – 3 экземпляра.
Методические рекомендации: - - В части изучения истории парашютизма занятие нужно проводить в торжественном тоне, поскольку парашют – русское изобретение. - - Для лучшего усвоения материала необходимо в части занятия , касающегося укладки парашюта З-5 проводить небольшое соревнование на скорость.
4.Тема: Самолет ..
Задачи: · Дать понятие об основах аэродинамики. · Познакомить с основными частями самолета, органами управления. · Закрепить полученные знания на тренажере СТЛ – 1 и с помощью «пешего» полета.
Форма занятия. Лекционное, в диалоговой форме.
План занятия. 1. Организационные моменты – 5 минут. 2. Лекция – 45 минут 3. Практика: СТЛ-1 – 20 минут, «пеший» полет – 20 минут.
Материалы и оборудование. · Тренажер СТЛ – 1. · Макет самолета · Плакаты · Приборная доска.
Методические рекомендации. · В самом начале занятия четко развести обязанности между командирами звеньев. · Обратить внимание на проговаривание вслух пилотом всех своих действий с органами управления самолетом при «пешем» полете. · Изучение конструкции, системы управления самолетом проводить с использованием макетов, моделей, разъясняя учащимся их назначение, принцип работы и размещение в самолете.
5.Тема: Пилотаж. (1 часть)
Задачи: · Дать представление о процессе пилотирования самолета · Развитие оперативного мышления и навыков быстрого ориентирования в сложной ситуации · Закрепление на практике пройденного материала.
Форма занятия. · Комбинированное занятие со сменой групп в процессе обучения.
План занятия. 1. Повторение пройденного материала – 5 минут. 2. Об’яснение новой темы (порядок действий при взлете) -5 3. Отработка навыков пилотирования с разбором полетов – 40 минут. 4. Видеофильм «СУ-27» – 40 минут.
Материалы и оборудование. · Наглядные пособия по взлету самолета. · Авиатренажер СУ-27. · В/кассета с фильмом.
Методические рекомендации. Ø “Взлет” самолета изучать по заранее приготовленной схеме. Ø На практическом занятии необходимо закрепить теоретические знания, простраивать обучение от “простого” к ”сложному”, научить учащихся правильным действиям с органами управления самолета. Из числа командиров звена подготовить инструкторов. Ø Занятие проводить по “вертушке” для лучшего усвоения материала. Пока одна группа изучает “взлет”, другая смотрит фильм о российском истребителе-перехватчике “СУ-27”.
6.Тема занятия: Пилотаж (2 часть)
Задачи те же, что и в 5 занятии.
Форма занятия: работа по микрогруппам под руководством педагога и командиров звеньев.
План занятия. 1. Повторение пройденного материала – 5 минут. 2. Изучение новой темы –(полет по маршруту) .- 15 минут. 3. Практика на тренажере. – 35 минут. 4. Просмотр фильма «Вертолеты России» –35 минут. Материалы и оборудование. · Наглядные пособия по самолетовождению. · Авиатренажер СУ-27. · В/кассета с фильмом.
Методические рекомендации: · Особое внимание обратить на наглядность объясняемого материала.
7.Тема: Авиация и медицина.
Задачи: · Ознакомление с медицинским аспектом профессии летчика. · Проверка возможностей своего организма и определение перспектив физического развития (переносимость перегрузок, вестебулоустойчивость).
Форма занятия. · Лекционная с тренажерной практикой.
План занятия на усмотрение преподавателя кружка авиационно-космической медицины..
Материалы и оборудование. Кабинет 11 со всей учебной материальной базой.
8. Тема: Итоговое занятие
Задачи: · Проверка приобретенных знаний в процессе занятия. · Выявление и награждение лучших. · Выдача удостоверений.
Форма занятия - коллективно-творческое дело.
План занятия. 1. Организационные моменты- 10 минут. 2. КТД ”Небо зовет ”. Время всей игры – 1 час 10 минут. Играют 2 – 3 экипажа с командирами. Судьи – 2 человека. Все результаты фиксируются на доске. Количество шрафов не ограничено. Место проведения – кабинеты 26 и холл 3 этажа.
1. конкурс – Теоретический. - Задаются вопросы по пройденному курсу поочередно каждой команде (по 1 баллу за правильный ответ)
2. Конкурс – Практический. - Экипажи должны за минимальное время одеть ВКК на 2-х пилотов. - Команда, выполнившая первой –2 балла, последущая на балл меньше. Каждый штраф -1 балл.
3. Укладка парашюта. - Экипажи должны за минимальное время произвести неполную укладку парашюта З-5. - Система оценок как в конкурсе 2. 4. Полет командиров. - Командиры экипажей должны показать мастерство пилотирования на авиатренажере “СУ-27” Задание на усмотрение преподавателя (0-5 баллов). 5. Подведение итогов и награждение участников. Вручение удостоверений.
Материалы и оборудование. Ø Авиатренажер СУ-27. Ø Набор фотографий Ø ВКК Ø Комплект запасных парашютов – 3 экземпляра
Методические рекомендации. + Очень рекомендуется последнее занятие проводить предельно динамично и эмоционально. + Для лучшего проведения КТД необходимо провести предварительную работу по подготовке судей и экспертов
Литература 1. “Основы авиации” Б.К.Гусев. М. 1966. 2. “Летчик и самолет” В.Г. Денисов. М. 1962. 3. Энциклопедия “Авиация” М. 1994. 4. Открой для себя мир авиации” М. 1998. 5. Техническое описание и инструкция по укладке парашюта 6. Руководство по летной эксплуатации тренажера “СУ-27”. 7. Журналы “Крылья Родины”,”Авиация и космонавтика”, “Военные знания”. 8. Боевые самолеты России XXI века. В. Ильин 2000 г. 9. Многоцелевые истребители России В. Ильин 2000 г.
|