352842, Краснодарский край, Туапсинский район, ВДЦ "Орленок". т. 8-(86167)-91-2-69                   

ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ДОМ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ

   

 

ПРОГРАММА

КРУЖКА ”Юные Летчики”

 

Руководитель: Чурзин И.В.

Педагог дополнительного образования

 

 

2000 г.

 

      Программа рассчитана на  8 занятий. Возраст детей от 12 до 15 лет (мальчики  и девочки), так как теоретическая часть курса предполагает знание основ физики, и аналитическую деятельность.

 

Цель: Формирование патриотической позиции подростка через включение его в разнообразную познавательную деятельность.

 

Задачи:

1.       Развитие чувства гордости за ВС России, в частности, за отечественную авиацию.

2.       Развитие ответственности и самодисциплины.

3.       Формирование представления о профессии летчика, получение основных знаний, умений, навыков в области авиации и парашютизма.

  

Методы и формы работы: - Словесный (лекция , беседа,  семинар, об

ъяснение )

-          Личный  пример ( тренажеры, личное отношение )

-          Наглядный ( плакаты, схемы , модели )

-          Визуальный ( видеофильм, слайды )

-          КТВ ( коллективно-творческое воспитание : игры, логические задачи, КТД )

 

Учебно-тематический план кружка “Юные летчики”

 

                                                   

N-

Т Е М А

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие.

Разбивка по микрогруппам. Техника безопасности. Современные ВВС России.

В/ф «Русское небо».

 

 

2

0

2

2

Средства спасения в авиации.

Высотно –компенсирующий костюм и катапультное кресло.

Практика: одевание ВКК, подгонка парашютного снаряжения.

 

 

1

1

2

3

Парашют в авиации.

История развития парашютизма. Назначение , устройство запасного парашюта З – 5 .

В/ф о парашютном спорте.

Практика:  неполная укладка запасного парашюта З-5.

 

 

1

1

2

4

Самолет.

Почему он летит? Основные части самолета. Система управления самолетом. Авиаоборудование.

Практика: «Пеший полет», СТЛ-1

 

1

1

2

5

Пилотаж

Схема взлета самолета.

В/ф «СУ-27».

Практика: Авиатренажер «СУ-27».

 

0.30

1.30

2

6

Пилотаж

Полет по маршруту. Курсовой прибор, «директорные» приборы, автопилот.

Практика: Авиатренажер СУ – 27

В/ф о развитие вертолетостроения в России.

 

 

1

1

2

7

Авиация и медицина.

Принципы отбора кандидатов в летные учебные заведения.

Практическое занятие в кабинете авиакосмической   медицины.

 

1

1

2

8

Итоговое занятие.

 КТД ”Небо зовет”. Выдача удостоверений.

 

 

0.30

1.30

2

 

 

 

ИТОГО:

 

8

8

16

 

 

1.      Тема занятия:  Вводное

Вводное занятие – формирование авиаэкадрилии, разбивка по авиазвеньям. Техника безопасности при работе в кабинете. Выявление уровня знаний в области авиации, парашютизма и воздухоплавания, Рассказ о современной авиации России и о ведущих КБ.

Задачи:

·         Выявить интересы и потребности ребенка.

·         Заинтересовать ребенка данным видом деятельности

·         Способствовать созданию интереса  к ВВС

·         Расширить общий кругозор ребенка о воздухоплавании, авиации и парашютизме.

 

Форма занятия:

+  Свободная беседа в диалоговой форме.

+  Визуальная форма работы ( показ фотографий, видеофильма).

 

 

План занятия.

1.       Знакомство ( с педагогом, планом работы, разбивка по авиазвеньям,…) –15 минут

2.       Инструктаж по технике безопасности  - 10 минут

3.        Российские КонструкторскиеБюро.- Миль, Яковлев, Камов ,  Антонов,  Туполев, Ильюшин,, Бериев, Микоян, СУХОЙ. – 15 минут.

4.        Видеофильм “Руссое небо” – 45 минут

5.        Подведение итогов.

 

 Материалы и оборудование.

-          Стенд ”ВВС России

-          Раздаточный материал “Авиация России

-          В/ф «Русское небо».

 

Методические рекомендации.

+ При знакомстве необходимо разбить детей и подростков на микрогруппы (авиазвенья) с целью эффективного использования времени на практических занятиях.

+ Обязательно в конце занятия повторение пройденного материала с акцентом на базовых знаниях.

 

2.     ТЕМА: Средства спасения в авиации.

 Высотно-компенсирующий костюм  летчика, катапультное кресло, парашют.

Практические занятия по устройству средств спасения летчика, примерка и подгонка снаряжения.

 

Задачи:

·         Расширить кругозор детей и подростков о средствах спасения

·         Научить правильно пользоваться средствами спасения

·         Проверка приобретенных знаний в течении занятия

  

Форма занятия.

+ Лекция-объяснение нового материала

+Работа по микрогруппам для отработки и закрепления  пройденного материала под руководством педагога и командиров авиазвеньев.

 

План занятий.

1. Общее представление ребят о средствах спасения. Их назначение и устройство.-30 минут.

Высотный скафандр.

Представляет собой герметичную одежду, с регулируемой газовой средой. Основные элементы скафандра: - многослойный костюм из наружной, силовой, газонепроницаемой и теплозащитной оболочек, шлем, перчатки и крепежные замки.

 

Катапультное кресло.

Служит местом размещения для летчиков в обычном полете и средством спасения в аварийной ситуации. Основные элементы: регулируемая по высоте чаша ( кресло ) ,спинка, силовой каркас, система фиксации летчика с помощью регулируемых поясных ремней и разграничителей развода рук и ног, стреляющий механизм с пиропатронами, парашютная система ит.д.

 

Высотно-компенсирующий костюм.

Служит для поддержания исходных параметров тела при избыточном  давлении путем создания регулируемого внешнего давления. Он предупреждает чрезмерное растяжение легких и грудной клетки, смещение органов брюшной полости и депонирование крови в конечностях, вызываемые повышенным внутри легочным давлением.

 

Парашют Д-5.

Предназначен для совершения учебно-тренировочных и боевых прыжков из самолетов, вертолетов, аэростатов. Он позволяет прыгать на скорости до 350 км/ч с полной экипировкой. Парашют может вводиться со стабилизацией падения и без, сразу же после отделения парашютиста от самолета, или с задержкой в раскрытии. Минимальная безопасная высота прыжка со стабилизацией –300м. При принудительном раскрытии-100м. Усилие для выдергивания кольца – 16 кг. Скорость снижения при массе 120 кг не превышает 5 м/с, скорость при стабилизирующем падении –35 м/с. Вес- 16 кг.

Парашют состоит из следующих основных частей:

-          купол со стропами (24 у З-5 и 28 у Д-5-II ).

-          Подвесная система

-          Ранец

-          Двухконусный замок

-          Чехол купола

-          Вытяжной и стабилизирующий парашюты

-          Вытяжной трос и веревка

-          2 вытяжных колец (с 1 и 2 тросами )

-          переносной сумки и паспорта.

 

 

3.Практическая отработка пройденного материала по звеньям.- 45 минут.

 

Материалы и оборудование:               - Парашют Д-5 (основной и тренировочные комплекты)

-          ВКК

-          Катапультное кресло

 

Методические рекомендации.

/ Для усвоения материала и лучшей его отработки на практической части занятия демонстрация работы проводится в медленном темпе с детальным пояснением.

  

3.Тема: Парашют в авиациии.

 

История развития парашютизма.   Назначение, устройство запасного парашюта З – 5 . Практическое занятие по неполной укладке запасного парашюта З - 5.

 

Задачи:.

·         Познакомить  ребят с назначением, устройством и принципом действия спасательного парашюта.

·         Отработать с ребятами на практике неполную укладку парашюта З – 5.

·         Заинтересовать подростков парашютизмом как видом спорта.

 

Форма занятия.

+ Комбинированное. Параллельная работа нескольких групп и на теории, и на практике.

+ Визуальное ( видео-просмотр )

 

План занятия:

1.        Организационные моменты – 5 минут.

2.        .История развития парашютизма (основные вехи) – 10 минут.

3.        Принцип действия, назначение, устройство парашюта –15 минут.

4.        Укладка парашюта З – 5 .- 30 минут.

5.        Видеофильм  о парашютном спорте. – 30 минут.

 

Запасной парашют предназначен для спасения жизни парашютисту при полном или частичном отказе основного парашюта. Площадь купола-50 м2, имеет 24 стропы длиной 6,3 м вес – 8 кг.

-          ранец

-          24 стропы

-          12 сот

-          свободные концы

-          метки

-          купол

-          стабилизирующие крылышки и т. д.

-           

Материалы и оборудование: Видеофильм, комплект запасных парашютов – 3 экземпляра.

 

Методические рекомендации:

-          -  В части изучения истории парашютизма занятие нужно проводить в торжественном тоне, поскольку парашют – русское изобретение.

-          -  Для лучшего усвоения материала необходимо в части занятия , касающегося укладки парашюта З-5 проводить небольшое соревнование на скорость.

 

                               4.Тема: Самолет ..

 

Задачи:

·         Дать понятие об основах аэродинамики.

·         Познакомить с основными частями самолета, органами управления.

·         Закрепить полученные знания на тренажере СТЛ – 1 и с помощью «пешего»  полета.

 

 

Форма занятия.

Лекционное, в диалоговой форме.

 

План занятия.

1.        Организационные моменты – 5 минут.

2.        Лекция – 45 минут

3.        Практика:  СТЛ-1 – 20 минут, «пеший»  полет – 20 минут.

  

Материалы и оборудование.

·         Тренажер СТЛ – 1.

·         Макет самолета

·         Плакаты

·         Приборная доска.

 

 Методические рекомендации.

·         В самом начале занятия четко развести обязанности между командирами звеньев.

·         Обратить внимание на проговаривание вслух пилотом всех своих действий с органами управления самолетом при «пешем» полете.

·         Изучение конструкции, системы управления самолетом проводить с использованием макетов, моделей, разъясняя учащимся их назначение, принцип работы и размещение в самолете.

  

5.Тема: Пилотаж. (1 часть)

 

Задачи:

·         Дать представление о процессе пилотирования самолета

·         Развитие оперативного  мышления и навыков быстрого ориентирования в сложной ситуации

·         Закрепление на практике пройденного материала.

 

Форма занятия.

·         Комбинированное занятие со сменой групп в процессе обучения.

 

 

План занятия.

1.        Повторение пройденного материала – 5  минут.

2.        Обяснение  новой темы  (порядок действий при взлете) -5

3.        Отработка  навыков пилотирования с разбором полетов – 40 минут.

4.        Видеофильм «СУ-27» – 40 минут.

 

Материалы и оборудование.

·         Наглядные пособия по взлету самолета.

·         Авиатренажер СУ-27.

·         В/кассета с фильмом.

 

Методические рекомендации.

Ø       “Взлет” самолета изучать по заранее приготовленной схеме.

Ø       На практическом занятии необходимо закрепить теоретические знания, простраивать обучение  от “простого” к ”сложному”, научить учащихся правильным действиям с органами управления самолета. Из числа командиров звена подготовить инструкторов.

Ø       Занятие проводить по “вертушке” для лучшего усвоения материала. Пока одна группа изучает “взлет”, другая  смотрит фильм о российском истребителе-перехватчике “СУ-27”.

 

 

                        6.Тема занятия: Пилотаж (2 часть)

 

    Задачи те же, что и в 5 занятии.

 

  Форма занятия: работа по микрогруппам под руководством педагога и командиров звеньев.

 

 План занятия.

1.       Повторение пройденного материала – 5 минут.

2.       Изучение новой темы –(полет по маршруту) .- 15 минут.

3.       Практика на тренажере. – 35 минут.

4.       Просмотр фильма «Вертолеты России» –35 минут.

Материалы и оборудование.

·         Наглядные пособия по самолетовождению.

·         Авиатренажер СУ-27.

·         В/кассета с фильмом.

 

 

Методические рекомендации:

·         Особое внимание обратить на наглядность объясняемого материала.

  

7.Тема: Авиация и медицина.

 

Задачи:

·         Ознакомление с медицинским аспектом профессии летчика.

·         Проверка возможностей своего организма и определение перспектив физического развития (переносимость перегрузок, вестебулоустойчивость).

 

Форма занятия.

·         Лекционная с тренажерной практикой.

 

 

План занятия на усмотрение преподавателя кружка авиационно-космической медицины..

 

Материалы и оборудование.

Кабинет 11 со всей учебной материальной базой.

 

8.  Тема: Итоговое занятие

 

Задачи:

·         Проверка приобретенных знаний в процессе занятия.

·         Выявление и награждение лучших.

·         Выдача удостоверений.

 

Форма занятия - коллективно-творческое дело.

  

План занятия.

1. Организационные моменты- 10 минут.

2.  КТД ”Небо зовет ”.

Время всей игры – 1 час 10 минут.

Играют  2 – 3 экипажа с командирами.

Судьи – 2 человека. Все результаты фиксируются на доске. Количество шрафов не ограничено.

Место проведения – кабинеты 26 и холл 3 этажа.

 

1.        конкурс Теоретический.                   

-          Задаются вопросы по пройденному курсу поочередно каждой команде (по 1 баллу за правильный ответ)

 

2.        Конкурс – Практический.

-          Экипажи должны за минимальное время одеть ВКК на 2-х пилотов.

-          Команда, выполнившая первой –2 балла,  последущая на балл меньше. Каждый штраф  -1 балл.

 

3.       Укладка парашюта.

-          Экипажи должны за минимальное время произвести неполную укладку парашюта З-5.

-          Система оценок как в конкурсе 2.

4.       Полет командиров.

-          Командиры экипажей должны  показать мастерство пилотирования  на авиатренажере “СУ-27” Задание на усмотрение преподавателя  (0-5 баллов).

5.       Подведение итогов и награждение участников. Вручение удостоверений.

 

Материалы и оборудование.

Ø       Авиатренажер СУ-27.

Ø       Набор фотографий

Ø       ВКК

Ø       Комплект запасных парашютов – 3 экземпляра

 

Методические  рекомендации.

+ Очень рекомендуется последнее занятие проводить предельно динамично и эмоционально.

+ Для лучшего проведения КТД необходимо провести предварительную работу по подготовке судей и экспертов

 

Литература

1.        “Основы авиации” Б.К.Гусев. М. 1966.

2.        “Летчик и самолет” В.Г. Денисов. М. 1962.

3.        Энциклопедия “Авиация” М. 1994.

4.        Открой для себя мир авиации” М. 1998.

5.        Техническое описание и инструкция по укладке парашюта

6.        Руководство по летной эксплуатации  тренажера “СУ-27”.

7.         Журналы  “Крылья  Родины”,”Авиация и космонавтика”, “Военные знания”.

8.        Боевые самолеты России XXI века.  В. Ильин 2000 г.

9.        Многоцелевые истребители России В. Ильин 2000 г.

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz