Дом Авиации и Космонавтики

352842, Краснодарский край, Туапсинский район, ВДЦ "Орленок". т. 8-(86167)-91-2-69                   

 ВДЦ ”ОРЛЕНОК”

ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ДОМ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ

  

ПРОГРАММА

”АВИАЦИЯ И ПАРАШЮТИЗМ”

 

Руководитель: Банников О.В.

Педагог дополнительного образования

 

 

 

2000 г.

 

      

                  В настоящее время , в условиях социальной и финансовой нестабильности,  перед подростками особенно остро стоит вопрос самоопределения в личной и профессиональной  сфере современной жизни. Подросток – гиперактивен, но не опытен. И , как правило, последнее обусловленно чрейзвычайно низким уровнем его общего образования и воспитания. Есть знания, которые он получает в школе, но нет уверенности , что они вообще могут понадобиться. Это убивает в подростке всякое желание учиться дальше. И наоборот, есть большое желание добиться в своей жизни успеха – самоопределиться, но нет необходимого уровня информации как это сделать. И которой могут обладать педагоги дополнительного образования.

                Наше государство сегодня переживает тяжелое время, когда необходимо пересмотреть коренным образом всю систему подросткового образования  и воспитания в России, но вместе с тем  сохранить все самое лучшее и ценное из того , что есть. Переосмыслить и вспомнить опыт таких педагогов как  Шацский, Иванов, Макаренко и  т.д., помня о том , что образованный человек – это в первую очередь воспитанный человек. Воспитанный на таких понятиях, как “РОДИНА “, ”ПАТРИОТИЗМ”, ”ИСТОРИЯ”, ”КУЛЬТУРА”, ”ЗДОРОВЬЕ”, ”ЛИЧНОСТЬ”.

    Опыт моей работы воспитателем в д/л “Комсомольский” и ”Звездный” Всероссийского детского центра ”ОРЛЕНОК” свидетельствует о том , что несмотря на пагубное влияние улицы, современным детям и подросткам  близко соопереживание к успехам нашего государства в спорте, политике, экономике. И многие ребята надеются на то , что в России  будет  сильная , организованная, профессиональная  и высокообразованная армия. Потому, что именно с такими качествами личности у них ассоциируется  понятие “ОФИЦЕР”.

    Программа “Авиация и парашютизм” создана с целью военно-патриотического воспитания  детей и подростков, пропаганды  достижений  Российской авиации, воздухоплавания, парашютизма, личностного и профессионального  самоопределения, творческого досуга  подростков.

 

Организационно-методические рекомендации:

      Программа рассчитана на  8 занятий.Предполагаемый возраст детей от 12 до 15 лет (мальчики  и девочки), так как в данном возрасте возможно раннее профилирование деятельности  детей и подростков.

       При работе данной программы необходимо учитывать следующие условия:

 Работа осуществляется в учебной группе (до 15 человек) по учебно-тематическому плану, составленному с учетом работы с ВДК ( Временный детский коллектив),что обозначает разно-уровневый и разновозрастной состав детей в группе.

 

                                 Цель: Развитие  познавательного интереса  детей и подростков  авиацией и парашютизмом, воздухоплаванием как фактором их дальнейшего личностного и профессионального роста.

Обучающие задачи: - Дать основные теоретические  знания в области авиации, парашютизма и воздухоплавания.

-          обучение практическим умениям и навыкам при  работе с авиаоборудованием ( авиа тренажеры , средства спасения и т.д. )

 

 Воспитательные задачи: - Воспитание чувства гордости за достижения отечественного воздухоплавания, авиации и парашютизма

-          Воспитание дисциплины и чувства ответственности за порученное дело

-          Понимание здорового образа жизни 

         

 Развивающие задачи: - Расширение кругозора и эрудиции детей и подростков о  воздухоплавании,  отечественной  гражданской и военной  авиации, парашютизме .

 

                    Принципы:                          - Доступность программы

-          Учет деятельности по интересу

-          Учет возрастных и физиологических особенностей детей и подростков

-          Индивидуальный подход к ребенку

 

 

Методы и формы работы: - Словесный (лекция , беседа,  семинар, об

ъяснение )

-          Личный  пример (парашют, авиа тренажеры, личное отношение )

-          Наглядный ( плакаты, схемы , модели )

-          Визуальный ( видеофильм, слайды )

-          КТВ ( коллективно-творческое воспитание : игры, логические задачи, ктд )

Конечный результат освоения программы: - овладение основами  теоретических знаний, практических умений и навыков по программе кружка  “ Авиация и парашютизм “.А также  расширение кругозора детей и подростков , понимание ими здорового образа жизни  и самоопределение.

                            Общий объем  программы-16 часов

                           Из них – теоретический курс – 8 часов

-          практический – 8 часов

 

Учебно-тематический план “Авиация и парашютизм.”

 

                                                   

N-

Т Е М А

Теория

практика

Всего часов

1

Вводное занятие. Виды Вооруженных Сил. История воздухоплавания. ВВС, их предназначение и задачи.

 

2

0

2

2

Средства спасения в авиации. История развития парашютизма. Высотно –компенсирующий костюм и катапультное кресло. Практическое занятие по одеванию ВКК и спасательного пояса.

 

0.30

1.30

2

3

Высший пилотаж.  Назначение , устройство запасного парашюта З – 5 . Практическое занятие по неполной укладке запасного парашюта З - 5.

 

1

1

2

4

Способы и средства борьбы с противником в воздухе. Практическое занятие не тренажере СТЛ-1. Полная укладка парашюта З – 5.

 

0.30

1.30

2

5

Конструкция, система управления самолетом. Схема взлета самолета. Фигуры высшего пилотажа ( бочка, бреющий полет, петля Нестерова ). Практическое занятие на авиатренажере СУ – 27. Тренировка внимательности у летчиков.

 

0.30

1.30

2

6

Принципы отбора кандидатов в летные учебные заведения. Практическое занятие в кабинете авиакосмической   медицины. Практическое занятие по укладке запасного парашюта З – 5.

 

1

1

2

7

Назначение пилотажно-навигационных приборов. Схема посадки самолета. Практическое занятие на авиатренажере СУ – 27. Игровой практикум.

 

1

1

2

8

Итоговое занятие. КТД”Мы – пилоты”.

 

 

0.30

1.30

2

 

 

 

ИТОГО:

 

8

8

16

 

Примечание: практические занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Занятия по парашютной подготовке при хорошей погоде на свежем воздухе.

 

1.     Тема занятия: Вводное занятие – формирование авиаэкадрилии, разбивка по авиазвеньям. Выявление уровня знаний в области авиации, парашютизма и воздухоплавания, инструктаж по технике безопасности.

Виды Вооруженных сил России, рода войск, общие понятия и определения. ВВС и их назначение, задачи , современные КБ. Показ слайдов по истории воздухоплавания. Ознакомление с авиаоборудованием.

   Задачи:

·        Выявить интересы и потребности ребенка .

·        Заинтересовать ребенка данным видом деятельности

·        Способствовать созданию интереса не только к ВВС, но и к другим родам Вооруженных Сил  России .

·         Расширить общий кругозор ребенка о воздухоплавании, авиации и парашютизме.

·         Знакомство с педагогом и учебно-методическим планом занятий.

 

Форма занятия:

+  Свободная беседа в диалоговой форме.

+  Визуальная форма работы ( показ слайдов ).

+  Фронтальный опрос.

 

План занятия.

1.        Знакомство ( с педагогом, планом работы, разбивка по авиазвеньям,…) –15 минут

2.        Инструктаж по технике безопасности  - 10 минут. ( Авиаоборудование, источники напряжения. Правила поведения на занятиях. )

-          СТЛ – 1

-          СУ – 27

-          ТЛ – 1

-          Острые углы в кабинетах, источники питания и т.д.

-          Культура поведения (  законы  и традиции  “Орленка” во время занятий )

3.       Виды  Вооруженных Сил России (ЦАМО – Центральный аппарат Министерства Обороны, РВСН – Ракетные Войска Стратегического Назначения, ВМФ – Военно-Морской Флот, СВ – Сухопутные Войска, ВДВ – Воздушно-десантные Войска, ВВС – Военно- Воздушные Войска.). Рода войск, назначение, задачи. – 15 минут.

4.       Российские Конструкторские Бюро.- Миль ( МИ-8, МИ-24 ), Яковлев (ЯК-3, ЯК-24 ), Камов ( КА-50 “Черная акула”, КА-52 ), Петляков (ПЕ-2), Поликарпов ( ПО-2, АНТ-1 ), Лавочников (ЛА-5), Антонов ( АН-2, АН-22 ), Туполев ( ТУ-134, ТУ-154 ), Ильюшин ( ИЛ-2, ИЛ-18 ), Бериев ( гидролодка БЕ-200 ), Микоян ( МИГ-21, МИГ-29 ), СУХОЙ ( СУ-160, СУ-27 ). – 15 минут.

5.       Показ слайдов  по истории воздухоплавания ( Икар-Архимед-Леонардо Да Винчи-Можайский-Братья Райт-Нестеров и Крутень-Жуковский-Чкалов-Громов-Рычагов-Покрышкин-Кожедуб-Драченко ).- 15 минут

6.        Закрепление полученного материала в виде фронтального опроса.-15 минут.

 

 

Материалы и оборудование.

-          Стенды ”Крылья России

-          Раздаточный материал “Вооруженные Силы России”

-          Набор слайдов по истории воздухоплавания

 

Методические рекомендации.

+ При знакомстве необходимо разбить детей и подростков на микрогруппы (авиазвенья) с целью эффективного использования времени на практических занятиях.

+ Учитывая то, что первое  занятие , и теоретического метериала очень много,  необходимо вести его в макмимально высоком темпе, максимально использовать наглядный материал , не забывая сделать после первой половины небольшой игровой перерыв- практикум ( игра-минутка “4 шага вперед…” и “У тети Моти”).

+ Обязательно в конце занятия повторение пройденного материала с акцентом на базовых знаниях.

 

2.ТЕМА: Средства спасения в авиации. История развития парашютизма. ВКК – высотно-компенсирующий костюм  летчика, катапультное кресло, высотный костюм, спасательный пояс, парашют Д-5.

Практические занятия по устройству средств спасения летчика, примерка и подгонка снаряжения.

 

Задачи:

·        Расширить кругозор детей и подростков о средствах спасения

·        Научить правильно пользоваться средствами спасения

·        Проверка приобретенных знаний в течении занятия

 

Форма занятия.

+ Лекция-объяснение нового материала

+Работа по микрогруппам для отработки и закрепления  пройденного материала под руководством педагога и командиров звеньев.

 

План занятий.

1. Общее представление ребят о средствах спасения. Их назначение и устройство.-30 минут.

Высотный скафандр.

Представляет собой герметичную одежду , регулируемой газовой средой. Основные элементы скафандра: - многослойный костюм из наружной, силовой, газонепроницаемой и теплозащитной оболочек, шлем, перчатки и креплежные замки.

 

Катапультное кресло.

Служит местом размещения для летчиков в обычном полете и средством спасения в аварийной ситуации. Основные элементы: регулируемая по высоте чаша ( кресло ) ,спинка, силовой каркас, система фиксации летчика с помощью регулируемых поясных ремней и разграничителей развода рук и ног, стреляющий механизм с пиропатронами, парашютная система ит.д.

 

Костюм-пояс летчика военно-морской авиации.

Обеспечивает возможность выживания в случае аварийного приземления или приводнения летательного аппарата.

 

Высотно-компенсирующий костюм.

Служит для поддержания исходных параметров тела при избыточном  давлении путем создания регулируемого внешнего давления. Он предупреждает чрезмерное растяжение легких и грудной клетки, смещение органов брюшной полости и депонирование крови в конечностях, вызываемые повышенным внутрилегочным давлением.

 

Парашют Д-3.

Предназначен для совершения учебно-тренировочных и боевых прыжков из самолетов, вертолетов, аэростатов. Он позволяет прыгать на скорости до 350 км/ч с полной экипировкой. Парашют может вводиться со стабилизацией падения и без, сразу же после отделения парашютиста от самолета, или с задержкой в раскрытии. Минимальная безопасная высота прыжка со стабилизацией –300м. При принудительном раскрытии-100м. Усилие для выдергивания кольца – 16 кг. Скорость снижения при массе 120 кг не превышает 5 м/с, скорость при стабилизирующем падении –35 м/с. Вес- 16 кг.

Парашют состоит из следующих основных частей:

-          купол со стропами (24 и 28 основной ).

-          Подвесная система

-          Ранец

-          Двухконусный замок

-          Чехол купола

-          Вытяжной и стабилизирующий парашюты

-          Вытяжной тросс и веревка

-          2 вытяжных колец (с 1 и 2 троссами )

-          переносной сумки и паспорта.

 

 

2. История развития парашютизма.- 15 минут.

 

1.        Первый известный в истории пример использования парашютов принадлежит китайцам и относится к 1306 году, когда акробаты и артисты совершали прыжки  с парашютом – зонтом перед китайским императором во время его коронации.

2.        Двести лет спустя  великий итальанский ученый Леонардо Да Винчи проводит опыты с целью расширить проблему смягчения удара падающего тела на землю. После окончания опытов , он сказал, что если человек будет иметь брезент размером 12 локтей и высотой тоже 12 локтей , то он может смело бросаться с любой высоты без опасения для жизни. Эта площадь составляет  около 60 м2, то есть площадь современных спасательных средств.

3.        В 1777году француз Монгольфье первым изобрел парашют. (Бумажный с шестью сторонами, удерживавшим большой камень.)

4.        В это же время француз Лекомарк создает большой купол парашюта и прыгает с большой обсерватории и благополучно приземляется. Осталось сделать прыжок с воздушного шара.

5.        В 1784 году Блоншар сконструировал воздушный шар с куполом парашюта. Диаметр – 7 метров, оболочкой и корзиной. Он напоминал зонт . Блоншар испытал этот зонт много раз, прикрепляя к куполу корзину с собакой.

6.       В 1731 году житель древнего русского городка Нерехты Крякутный осуществил полет на воздушном шаре, наполненном подогретым дымом. В те же годы упоменается о парашюте , изобретенном поповичем Симеоном.

7.        Талантливый русский изобретатель Глеб Котельников создал авиационный парашют РК – 1. Это был первый в мире ранцевый парашют, подтвержденный патентом.

8.        28 апреля 1919 года американец Лесли-Ирвинг совершил первый прыжок с парашютом своей конструкции, которая во многом напоминала схему парашюта Котельникова.

9.        в В 1927 году СССР впервые в мире был произведен прыжок из штопорящего самолета летчиком – испытателем М.Громовым. С этих пор парашют обязателен для всех летчиков.

10.     26 июля 1930 года в Воронеже под руководством  Л.Г Микова совершены первые групповые прыжки с многоместного самолета.Прыгало 12 человек, Это привело к появлению частей воздушной пехоты.

11.     В 1931 году на учениях Ленинградского и и Украинского военных округов впервые были применены десантные отряды в составе 30-40 человек. А в 1935 году на учениях в Белорусском военном округе –1800 человек.

12.     В годы Великой Отечественной Войны Воздушно –Десантные Войска широко применялись советским командованием для проведения различных спецопераций ( захват важных объектов, диверсии в тылу врага , уничтожение штабов противника, разведка.

13.     Сейчас ВДВ –отдельный род войск, который выполняет многофункциональные задачи  оперативно-тактического направления.

14.     Парашютная техника очень сильно возросла. Она способна отпускать на землю тяжелую технику, спускаемые космические аппараты.

Нашим парашютистам принадлежит очень много мировых рекордов.

 ( Группа в 50 человек с предельно малой высоты в 100 метров в 1968 году, в этом же году прыжок на пик Ленина высотой 7124 м-46 человек, учения “Двина” в 1970 году, когда за 40 минут было высажено 8000 десантников. .)

 

3.Практическая отработка пройденного материала по звеньям.- 45 минут.

 

Материалы и оборудование: - Парашют Д-3

-          ВКК

-          Катапультное кресло

-          Костюм летчика  Военно-Морской авиации

-          Спасательный жилет

 

Методические рекомендации.

/ В части изучения истории парашютизма занятие нужно проводить в торжественном тоне, поскольку парашют – русское изобретение.

/ Для усвоения обучаемыми материала и лучшей его отработки на практической части занятия демонстрация работы проводится в медленном темпе с детальным пояснением.

 

 

3. Тема: Высший пилотаж.

Высший пилотаж.  Назначение , устройство запасного парашюта З – 5 . Практическое занятие по неполной укладке запасного парашюта З - 5.

 

Задачи:

·        Познакомить детей и подростков с историей  высшего пилотажа.

·        Познакомить  ребят с назначением, устройством и принципом действия запасного парашюта З-5.

·        Отработать с ребятами на практике неполную укладку парашюта З – 5.

·        Заинтересовать подростков парашютизмом как видом спорта.

 

Форма занятия.

+ Комбинированное. Параллельная работа нескольких групп и на теории, и на практике.

+ Визуальное ( видео-просмотр )

 

План занятия:

1.Организационные моменты – 5 минут.

2.История высшего пилотажа – 40 минут.

3.Принцип действия, назначение , укладка парашюта З – 5 .- 40 минут. Запасной парашют предназначен для спасения жизни парашютисту при полном или частичном отказе основного парашюта. Площадь купола-50 м2, имеет 24 стропы длиной 6,3 м вес – 8 кг.

-          ранец

-          24 стропы

-          12 сот

-          свободные концы

-          метки

-          купол

-          стабилизирующие крылышки и т. д.

-           

Материалы и оборудование: Видеофильм с кассетой по пилотажу, комплект запасных парашютов – 3 экземпляра.

 

Методические рекомендации:

Ø       Для лучшего усвоения материала необходимо в части занятия , касающегося укладки парашюта З-5 проводить небольшое соревнование на скорость.

Ø       Во время демонстрации фильма заранее акцентировать внимание  подростков, на что следует обратить внимание в первую очередь.

 

 

 

 

 

                              4.Тема: Способы и средства борьбы с противником в воздухе. Практическое занятие на тренажере СТЛ-1. Полная укладка парашюта З – 5.

 

Задачи:

·        Познакомит детей и подростков со средствами и способами борьбы с противником в воздухе.

·        Отработать полученные знания на тренажере СТЛ – 1.

·        Научит ребят полной укладке парашюта З – 5.

 

Форма занятия .

Практическое с элементами нового материала в диалоговой форме. Со сменой групп в процессе деятельности под руководством педагога и командиров звеньев.

 

План занятия.

1. Организационные моменты – 5 минут.

2. Принцип действия тренажера СТЛ –1 и ракеты класса “Воздух-воздух”.  15 минут. ( Она предназначена для поражения воздушных целей, имеет тепловую головку самонаведения, автопилот, пороховой ракетный двигатель. )

3.       Практическая часть занятия по закреплению полученных знаний.- 1час 10 минут.

 

Материалы и оборудование.

+ Набор запасных парашютов З – 5  ( 3 экземпляра ).

+ Набор парашютных приборов.

+ Стенд с макетом действия ракеты “Воздух-воздух”.

+СТЛ – 1.

 

Методические рекомендации.

Ø       В самом начале занятия четко развести обязанности между командирами звеньев.

Ø       Особое внимание уделить наглядности предлагаемого материала.

Ø       Все стенды и тренажеры проверить в действии до занятия.

Ø       Во время укладки парашютов особое внимание обратить на сохранность приборов и на правильность укладки.

 

 

                              5. Тема:Конструкция, система управления самолетом. Схема взлета самолета. Фигуры высшего пилотажа ( бочка, бреющий полет, петля Нестерова ). Практическое занятие на авиатренажере СУ – 27. Тренировка внимания у летчиков.

 

Задачи:

·        Дать основные назначения конструкции самолета: крыло, фюзеляжи, шасси, хвостовое управление, двигатель.

·        Дать общую характеристику управления самолета, схему взлета.

·        Отработка элементов управления, поворота, фигур высшего пилотажа, взлета.

·        Заинтересовать детей и подростков различными способами тренировки внимания у летчиков и парашютистов.

 

Форма занятия.

+Комбинированное занятие со сменой групп в процессе обучения.

+ При объяснении темы – групповая форма работа

+На практике – работа по микрогруппам с индивидуальным подходом

План занятия.

1.        Организационные моменты – 5 минут.

2.        Объяснение и отработка нового материала – крыло –10 минут.

-          фюзеляжи

-          шасси

-          хвостовое оперение

-          двигатель

-          фонарь

3.        Схема взлета самолета с помощью ИЛС – индикатора лобового стекла – 20 минут.

-           Передвиньте РУД (Рукоятку управления двигателем) вперед до режима 100%.

-           При достижении скорости 200 км/ч ( число в верхнем левом углу ИЛСа ) начинайте взлет, плавно подавая ручку джойстика на себя.

-          Угол тангажа должен быть 10-15 градусов.( Индикатор справа от центра ИЛСа ). Пусть самолет набирает скорость в этом положении.

-          На высоте 100 м закрытие шасси- кнопка (G).

4.       Отработка элементов полета – поворот, бреющий  полет, бочка, петля Нестерова – 20 минут.

5.        Тренировка внимания у летчиков – 40 минут.

 

Материалы и оборудование.

+ Наглядные пособия по взлету самолета.

+ Авиатренажер СУ-27.

+ Карточки с цифрами и квадратиками ( по одной на каждого члена группы )

 

Методические рекомендации.

Ø       Изучение конструкции, системы управления самолетом проводить с использованием макетов, моделей, разъясняя учащимся их назначение, принцип работы и размещение в самолете.

Ø       “Взлет” самолета изучать по заранее приготовленной схеме, акцентируя внимание ребят на какой скорости происходит отроыв самолета от ВПП, на какой высоте убираются шасси.

Ø       На практическом занятии необходимо закрепить знания полученные на теоретическом занятии, простраивать обучение  от “простого” к ”сложному”, научить учащихся правильным действиям с органами управления самолета. Из числа командиров звена подготовить инструкторов.

Ø       Занятие проводить по “вертушке” для лучшего усвоения материала. Пока одна группа изучает “взлет”, другая тренирует под руководством командиров свое внимание.

 

 

                        6.Тема занятия: -  Принципы отбора  командиров в летные учебные заведения .Практическое занятие в кабинете авиационно-космической медицины. Практическое занятие по укладке запасного парашюта.

 

    Задачи.

·        Познакомить детей и подростков с принципами отбора кандидатов в летные Вузы, требованиями медкомиссии.

·        Физическая проверка детей и подростков на пригодность к летной профессии на тренажерах авиакосмической медицины.

·        Практическая отработка знаний и умений по укладке запасного парашюта З – 5.

 

  Форма занятия: работа по микрогруппам под руководством педагога и командиров звеньев.

 

План занятия.

1.       Организационные моменты – 5 минут.

2.       Объяснение и показ полной укладки парашюта  З – 5.- 15 минут.

3.       Практическая отработка в группах. – 1.2 часа.

 

Материалы и оборудование. – Запасной парашют ( 3 шт. )

-          Приборы парашютные ( 3 комплекта )

-          Оборудованные кабинеты

 

Методические рекомендации.

+ На занятиях в кабинете авиакосмической медицины строго следовать указаниям педагога

+ В начале занятия между педагогами, работающими по направлениям авиакосмической медицины и авиации , происходит обмен группами. Таким образом, дети и подростки имеют возможность познакомитьмя с различными видами деятельности, расширить свой кругозор, познавательный интерес.

+ Место проведения занятия по укладке парашюта – холл 3 этажа.

 

                                        7. Тема: Назначение пилотажно-навигационных приборов. Схема посадки самолета. Практическое занятие на авиатренажере СУ – 27. Игровой практикум.

Задачи:

·        Дать основное назначение , принцип действия, работу пилотажно-навигационных приборов.

·        Отработка элементов посадки на авиатренажере СУ-27.

·        Развитие логического мышления и навыков быстрого ориентирования в сложной ситуации .

Форма занятия.

+ Групповая форма работы при изучении темы.

+ Работа по микрогруппам с использованием индивидуального подхода.

+ Настольная сюжетно-ролевая игра.

 

План занятия.

1.       Организационные моменты – 5 минут.

2.        Основное назначение, принцип действия, работа пилотажно-навигационных приборов. –10 минут. – Индикатор приборной скорости и числа маха.

-          Индикатор положения самолета.

-          Вариометр.

-          Комбинированный индикатор перегрузок и критических углов атаки.

-          Радиовысотометр.

-          Дисплей механизации самолета.

-          МФД-многофункциональный дисплей.

3.       Схема посадки самолета и отработка ее на СУ-27. – 30 минут.

-          5-10 км от ВПП. Скорость – 500-600 км/ч , высота 500-600 м, контроль траектории по МФД и ПГП.

-          Над ВПП. Сохранять высоту 300м и скорость 400-500 км/ч. Над центром ВПП развернитесь в зависимости от направления с углом крена 60-80* и выходите на траекторию параллельную ВПП.

-          5 км от ВПП на параллели.  Выпуск шасси ( клавиша g ), тормозной щиток ( f ), выпустить закрылки (B). Джойстик как можно плавней, скорость 400 км/ч, скорость снижения 4 м/с, высота 200-300 м

-          Начало ВПП. Идеально скорость 270-290 км/ч, высота 10 – 15 м.. Скорость снижения 1-2 м/с.

-          Касание. Скорость 220-250 км/ч, выпускаем парашют (p) и перевод двигателя на режим малого газа. Тормоз-(w) –удерживая.

4.       Игровой практикум. Настольная логическая игра “Воздушная тактика”. – 45 минут.

 

Материалы и оборудование.

+  Авиатренажер СУ-27.

+ Набор настольных игр “Воздушная тактика”- 6 экземпляров на 4 человека, итого – 24 игрока.

+ Набор шахматных фигур, где пешки – истребители, а фигуры- бомбардировщики. – 2 полных комплекта.

+ Стенд схемы посадки самолета.

+ Переносное пособие приборной доски самолета.

+ Плакат пилотажно-навигационных приборов.

 

Методические рекомендации.

Ø       При изучении пилотажно-навигационных приборов необходимо использовать макет приборной доски, обращая внимание ребят на правильное размещение приборов на доске, их назначение – авиагоризонт, вариометр и т.д.

Ø       “Посадку” самолета изучать по заранее подготовленной схеме , акцентируя внимание обучаемых на скорость и высоту выпуска шасси и тормозных щитков, закрылки.

Ø       В результате проведения теоретических и практических занятий по пилотажно-навигационным приборам, добиться знаний учащимися их назначения и правильного использования. Привить им навыки управления самолета. При этом необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, особенно в части подготовки командира звена- инструктора, поскольку  “ посадка ” самолета -  наиболее сложный элемент управления.

Ø       Во время проведения  занятия группа работает по очередно: 40 минут 1 звено на игровом практикуме, 2 звено пилотажно-навигационные приборы, затем группы меняются.

                      

                             8.  Тема: Итоговое занятие. Выдача удостоверений. КТД”Мы – пилоты”.

Задачи:

·        Проверка приобретенных знаний в процессе занятия.

·        Выявление и награждение лучших.

·        Выдача удостоверений.

 

Форма занятия - коллективно-творческое дело.

 

План занятия.

1. Организационные моменты- 10 минут.

2.  КТД ”Мы - пилоты ”.

Время всей игры – 1 час 10 минут.

Играют  2 – 3 экипажа с командирами.

Судьи – 2 человека. Все результаты фиксируются на доске. Количество шрафов не ограничено.

Место проведения – кабинеты 26 и холл 3 этажа.

 

1.      конкурс Теоретический.

-          Задается по одному вопросу каждой команде. На обсуждение – 30 сек.

-          Каждой команде предоставляется по одной фотографии самолета, Необходимо определить тип. Время – 30 сек.

-          Каждой команде предоставляется по одной цифровой табличке. По одному члену экипажа необходимо перечислить цифры в порядке возростания за минимаоьное время.

-           

Оценка: За любой правильный ответ – 2 балла. Неправильный – 0 баллов.Член экипажа первым назвавший все цифры – 2 балла, последущий на балл меньше. Подсказка из зала 1балл, неправильная подсказка –1балл.

2.        Конкурс – Практический.

-          Экипажи должны за минимальное время одеть ВКК.

-          Команда, выполнившая первой –2 балла,  последущая на балл меньше. Каждый штраф  -1 балл.

3.       Ночной полет.

-          Экмпажи должны после предварительной раскрутки – 30 оборотов должны пролесть через 3 стула, стоящие рядом.

-          Система оценок как в предыдущем конкурсе.

4.       Музыкальный.

-          Кто кого перепоет. Каждая команда поет по одному куплету песни , связанной с авиацией.

-          Выгравшая команда 2 балла. Проигравшая 1 балл. Повторять песни нельзя.

5.        Обед экипажа.

-          Каждый член экипажа должен съесть по одному яблоку за 1 минуту без помощи рук.

6.       Укладка парашюта.

-          Экипажи должны за минимальное время произвести неполную сборку парашюта.

-          Система оценок как в конкурсе 2.

7.       Полет командиров.

-          Командиры экипажей должны выполнить на тренажере су – 27 взлет, разворот, бочку, петлю Нестерова на высоте 500 метров.

-          Каждый правильно выполненный элемент – 2 балла.

-          Ошибка 1балл, если сакмолет разбивается, то все очки , заработанные в данном конкурсе сгорают.

 

4.       Подведение итогов и награждение участников. Вручение удостоверений.-10 минут.

 

Материалы и оборудование.

Ø       Авиатренажер СУ-27.

Ø       Набор фотографий и цифровых табличек.

Ø       ВКК – 3 экземпляра.

Ø       Гитара, оформление, яблоки.

Ø       Комплект запасных парашютов – 3 экземпляра

 

Методические  рекомендации.

+ Очень рекомендуется последнее занятие проводить предельно динамично и эмоционально.

+ Для лучшего проведения КТД необходимо провести предварительную работу по подготовке судей и экспертов из числа или командиров или наименее заметных в группе ребят, с целью выведения их в активную позицию.

+ По окончанию занятия ВСЕМ детям и подросткам выдать удостоверения об окончании курса “Авиация и парашютизм”. Можно поручить ребятам из группы как-то необычно подписать их.

 

Литература:         1. Лисова И.И “Советские воздушно – десантные войска”. ДОСААФ 1967г.

Овсянников К.А. “Прыжки с парашютом с военно-транспортных самолетов”. Воениздат. Москва – 1964г.

.Гусев Б.К. “Основы авиации”. М. 1966

Денисов В.Г.  “Летчик и самолет”М. 1962.

“Боевая авиатехника” М. 1987.

Энциклопедия “Авиация” М. 1994.

“Открой для себя мир авиации” М. 1998.

Техническое описание и инструкция по укладке парашюта

Руководство по летной эксплуатации “СУ-27”.

Журналы  “Крылья  Родины”,”Авиация и космонавтика”, “Военные знания”.

 
Сайт создан в системе uCoz