Дом Авиации и Космонавтики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВДЦ ”ОРЛЕНОК” ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ
ПРОГРАММА”АВИАЦИЯ И ПАРАШЮТИЗМ”
Руководитель: Банников О.В. Педагог дополнительного образования
2000 г.
В настоящее время , в условиях социальной и финансовой нестабильности, перед подростками особенно остро стоит вопрос самоопределения в личной и профессиональной сфере современной жизни. Подросток – гиперактивен, но не опытен. И , как правило, последнее обусловленно чрейзвычайно низким уровнем его общего образования и воспитания. Есть знания, которые он получает в школе, но нет уверенности , что они вообще могут понадобиться. Это убивает в подростке всякое желание учиться дальше. И наоборот, есть большое желание добиться в своей жизни успеха – самоопределиться, но нет необходимого уровня информации как это сделать. И которой могут обладать педагоги дополнительного образования. Наше государство сегодня переживает тяжелое время, когда необходимо пересмотреть коренным образом всю систему подросткового образования и воспитания в России, но вместе с тем сохранить все самое лучшее и ценное из того , что есть. Переосмыслить и вспомнить опыт таких педагогов как Шацский, Иванов, Макаренко и т.д., помня о том , что образованный человек – это в первую очередь воспитанный человек. Воспитанный на таких понятиях, как “РОДИНА “, ”ПАТРИОТИЗМ”, ”ИСТОРИЯ”, ”КУЛЬТУРА”, ”ЗДОРОВЬЕ”, ”ЛИЧНОСТЬ”. Опыт моей работы воспитателем в д/л “Комсомольский” и ”Звездный” Всероссийского детского центра ”ОРЛЕНОК” свидетельствует о том , что несмотря на пагубное влияние улицы, современным детям и подросткам близко соопереживание к успехам нашего государства в спорте, политике, экономике. И многие ребята надеются на то , что в России будет сильная , организованная, профессиональная и высокообразованная армия. Потому, что именно с такими качествами личности у них ассоциируется понятие “ОФИЦЕР”. Программа “Авиация и парашютизм” создана с целью военно-патриотического воспитания детей и подростков, пропаганды достижений Российской авиации, воздухоплавания, парашютизма, личностного и профессионального самоопределения, творческого досуга подростков.
Организационно-методические рекомендации: Программа рассчитана на 8 занятий.Предполагаемый возраст детей от 12 до 15 лет (мальчики и девочки), так как в данном возрасте возможно раннее профилирование деятельности детей и подростков. При работе данной программы необходимо учитывать следующие условия: Работа осуществляется в учебной группе (до 15 человек) по учебно-тематическому плану, составленному с учетом работы с ВДК ( Временный детский коллектив),что обозначает разно-уровневый и разновозрастной состав детей в группе.
Цель: Развитие познавательного интереса детей и подростков авиацией и парашютизмом, воздухоплаванием как фактором их дальнейшего личностного и профессионального роста. Обучающие задачи: - Дать основные теоретические знания в области авиации, парашютизма и воздухоплавания. - обучение практическим умениям и навыкам при работе с авиаоборудованием ( авиа тренажеры , средства спасения и т.д. )
Воспитательные задачи: - Воспитание чувства гордости за достижения отечественного воздухоплавания, авиации и парашютизма - Воспитание дисциплины и чувства ответственности за порученное дело - Понимание здорового образа жизни
Развивающие задачи: - Расширение кругозора и эрудиции детей и подростков о воздухоплавании, отечественной гражданской и военной авиации, парашютизме .
Принципы: - Доступность программы - Учет деятельности по интересу - Учет возрастных и физиологических особенностей детей и подростков - Индивидуальный подход к ребенку
Методы и формы работы: - Словесный (лекция , беседа, семинар, об ъяснение ) - Личный пример (парашют, авиа тренажеры, личное отношение ) - Наглядный ( плакаты, схемы , модели ) - Визуальный ( видеофильм, слайды ) - КТВ ( коллективно-творческое воспитание : игры, логические задачи, ктд ) Конечный результат освоения программы: - овладение основами теоретических знаний, практических умений и навыков по программе кружка “ Авиация и парашютизм “.А также расширение кругозора детей и подростков , понимание ими здорового образа жизни и самоопределение. Общий объем программы-16 часов Из них – теоретический курс – 8 часов - практический – 8 часов
Учебно-тематический план “Авиация и парашютизм.”
Примечание: практические занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Занятия по парашютной подготовке при хорошей погоде на свежем воздухе.
1. Тема занятия: Вводное занятие – формирование авиаэкадрилии, разбивка по авиазвеньям. Выявление уровня знаний в области авиации, парашютизма и воздухоплавания, инструктаж по технике безопасности. Виды Вооруженных сил России, рода войск, общие понятия и определения. ВВС и их назначение, задачи , современные КБ. Показ слайдов по истории воздухоплавания. Ознакомление с авиаоборудованием. Задачи: · Выявить интересы и потребности ребенка . · Заинтересовать ребенка данным видом деятельности · Способствовать созданию интереса не только к ВВС, но и к другим родам Вооруженных Сил России . · Расширить общий кругозор ребенка о воздухоплавании, авиации и парашютизме. · Знакомство с педагогом и учебно-методическим планом занятий.
Форма занятия: + Свободная беседа в диалоговой форме. + Визуальная форма работы ( показ слайдов ). + Фронтальный опрос.
План занятия. 1. Знакомство ( с педагогом, планом работы, разбивка по авиазвеньям,…) –15 минут 2. Инструктаж по технике безопасности - 10 минут. ( Авиаоборудование, источники напряжения. Правила поведения на занятиях. ) - СТЛ – 1 - СУ – 27 - ТЛ – 1 - Острые углы в кабинетах, источники питания и т.д. - Культура поведения ( законы и традиции “Орленка” во время занятий ) 3. Виды Вооруженных Сил России (ЦАМО – Центральный аппарат Министерства Обороны, РВСН – Ракетные Войска Стратегического Назначения, ВМФ – Военно-Морской Флот, СВ – Сухопутные Войска, ВДВ – Воздушно-десантные Войска, ВВС – Военно- Воздушные Войска.). Рода войск, назначение, задачи. – 15 минут. 4. Российские Конструкторские Бюро.- Миль ( МИ-8, МИ-24 ), Яковлев (ЯК-3, ЯК-24 ), Камов ( КА-50 “Черная акула”, КА-52 ), Петляков (ПЕ-2), Поликарпов ( ПО-2, АНТ-1 ), Лавочников (ЛА-5), Антонов ( АН-2, АН-22 ), Туполев ( ТУ-134, ТУ-154 ), Ильюшин ( ИЛ-2, ИЛ-18 ), Бериев ( гидролодка БЕ-200 ), Микоян ( МИГ-21, МИГ-29 ), СУХОЙ ( СУ-160, СУ-27 ). – 15 минут. 5. Показ слайдов по истории воздухоплавания ( Икар-Архимед-Леонардо Да Винчи-Можайский-Братья Райт-Нестеров и Крутень-Жуковский-Чкалов-Громов-Рычагов-Покрышкин-Кожедуб-Драченко ).- 15 минут 6. Закрепление полученного материала в виде фронтального опроса.-15 минут.
Материалы и оборудование. - Стенды ”Крылья России” - Раздаточный материал “Вооруженные Силы России” - Набор слайдов по истории воздухоплавания
Методические рекомендации. + При знакомстве необходимо разбить детей и подростков на микрогруппы (авиазвенья) с целью эффективного использования времени на практических занятиях. + Учитывая то, что первое занятие , и теоретического метериала очень много, необходимо вести его в макмимально высоком темпе, максимально использовать наглядный материал , не забывая сделать после первой половины небольшой игровой перерыв- практикум ( игра-минутка “4 шага вперед…” и “У тети Моти”). + Обязательно в конце занятия повторение пройденного материала с акцентом на базовых знаниях.
2.ТЕМА: Средства спасения в авиации. История развития парашютизма. ВКК – высотно-компенсирующий костюм летчика, катапультное кресло, высотный костюм, спасательный пояс, парашют Д-5. Практические занятия по устройству средств спасения летчика, примерка и подгонка снаряжения.
Задачи: · Расширить кругозор детей и подростков о средствах спасения · Научить правильно пользоваться средствами спасения · Проверка приобретенных знаний в течении занятия
Форма занятия. + Лекция-объяснение нового материала +Работа по микрогруппам для отработки и закрепления пройденного материала под руководством педагога и командиров звеньев.
План занятий. 1. Общее представление ребят о средствах спасения. Их назначение и устройство.-30 минут. Высотный скафандр. Представляет собой герметичную одежду , регулируемой газовой средой. Основные элементы скафандра: - многослойный костюм из наружной, силовой, газонепроницаемой и теплозащитной оболочек, шлем, перчатки и креплежные замки.
Катапультное кресло. Служит местом размещения для летчиков в обычном полете и средством спасения в аварийной ситуации. Основные элементы: регулируемая по высоте чаша ( кресло ) ,спинка, силовой каркас, система фиксации летчика с помощью регулируемых поясных ремней и разграничителей развода рук и ног, стреляющий механизм с пиропатронами, парашютная система ит.д.
Костюм-пояс летчика военно-морской авиации. Обеспечивает возможность выживания в случае аварийного приземления или приводнения летательного аппарата.
Высотно-компенсирующий костюм. Служит для поддержания исходных параметров тела при избыточном давлении путем создания регулируемого внешнего давления. Он предупреждает чрезмерное растяжение легких и грудной клетки, смещение органов брюшной полости и депонирование крови в конечностях, вызываемые повышенным внутрилегочным давлением.
Парашют Д-3. Предназначен для совершения учебно-тренировочных и боевых прыжков из самолетов, вертолетов, аэростатов. Он позволяет прыгать на скорости до 350 км/ч с полной экипировкой. Парашют может вводиться со стабилизацией падения и без, сразу же после отделения парашютиста от самолета, или с задержкой в раскрытии. Минимальная безопасная высота прыжка со стабилизацией –300м. При принудительном раскрытии-100м. Усилие для выдергивания кольца – 16 кг. Скорость снижения при массе 120 кг не превышает 5 м/с, скорость при стабилизирующем падении –35 м/с. Вес- 16 кг. Парашют состоит из следующих основных частей: - купол со стропами (24 и 28 основной ). - Подвесная система - Ранец - Двухконусный замок - Чехол купола - Вытяжной и стабилизирующий парашюты - Вытяжной тросс и веревка - 2 вытяжных колец (с 1 и 2 троссами ) - переносной сумки и паспорта.
2. История развития парашютизма.- 15 минут.
1. Первый известный в истории пример использования парашютов принадлежит китайцам и относится к 1306 году, когда акробаты и артисты совершали прыжки с парашютом – зонтом перед китайским императором во время его коронации. 2. Двести лет спустя великий итальанский ученый Леонардо Да Винчи проводит опыты с целью расширить проблему смягчения удара падающего тела на землю. После окончания опытов , он сказал, что если человек будет иметь брезент размером 12 локтей и высотой тоже 12 локтей , то он может смело бросаться с любой высоты без опасения для жизни. Эта площадь составляет около 60 м2, то есть площадь современных спасательных средств. 3. В 1777году француз Монгольфье первым изобрел парашют. (Бумажный с шестью сторонами, удерживавшим большой камень.) 4. В это же время француз Лекомарк создает большой купол парашюта и прыгает с большой обсерватории и благополучно приземляется. Осталось сделать прыжок с воздушного шара. 5. В 1784 году Блоншар сконструировал воздушный шар с куполом парашюта. Диаметр – 7 метров, оболочкой и корзиной. Он напоминал зонт . Блоншар испытал этот зонт много раз, прикрепляя к куполу корзину с собакой. 6. В 1731 году житель древнего русского городка Нерехты Крякутный осуществил полет на воздушном шаре, наполненном подогретым дымом. В те же годы упоменается о парашюте , изобретенном поповичем Симеоном. 7. Талантливый русский изобретатель Глеб Котельников создал авиационный парашют РК – 1. Это был первый в мире ранцевый парашют, подтвержденный патентом. 8. 28 апреля 1919 года американец Лесли-Ирвинг совершил первый прыжок с парашютом своей конструкции, которая во многом напоминала схему парашюта Котельникова. 9. в В 1927 году СССР впервые в мире был произведен прыжок из штопорящего самолета летчиком – испытателем М.Громовым. С этих пор парашют обязателен для всех летчиков. 10. 26 июля 1930 года в Воронеже под руководством Л.Г Микова совершены первые групповые прыжки с многоместного самолета.Прыгало 12 человек, Это привело к появлению частей воздушной пехоты. 11. В 1931 году на учениях Ленинградского и и Украинского военных округов впервые были применены десантные отряды в составе 30-40 человек. А в 1935 году на учениях в Белорусском военном округе –1800 человек. 12. В годы Великой Отечественной Войны Воздушно –Десантные Войска широко применялись советским командованием для проведения различных спецопераций ( захват важных объектов, диверсии в тылу врага , уничтожение штабов противника, разведка. 13. Сейчас ВДВ –отдельный род войск, который выполняет многофункциональные задачи оперативно-тактического направления. 14. Парашютная техника очень сильно возросла. Она способна отпускать на землю тяжелую технику, спускаемые космические аппараты. Нашим парашютистам принадлежит очень много мировых рекордов. ( Группа в 50 человек с предельно малой высоты в 100 метров в 1968 году, в этом же году прыжок на пик Ленина высотой 7124 м-46 человек, учения “Двина” в 1970 году, когда за 40 минут было высажено 8000 десантников. .)
3.Практическая отработка пройденного материала по звеньям.- 45 минут.
Материалы и оборудование: - Парашют Д-3 - ВКК - Катапультное кресло - Костюм летчика Военно-Морской авиации - Спасательный жилет
Методические рекомендации. / В части изучения истории парашютизма занятие нужно проводить в торжественном тоне, поскольку парашют – русское изобретение. / Для усвоения обучаемыми материала и лучшей его отработки на практической части занятия демонстрация работы проводится в медленном темпе с детальным пояснением.
3. Тема: Высший пилотаж. Высший пилотаж. Назначение , устройство запасного парашюта З – 5 . Практическое занятие по неполной укладке запасного парашюта З - 5.
Задачи: · Познакомить детей и подростков с историей высшего пилотажа. · Познакомить ребят с назначением, устройством и принципом действия запасного парашюта З-5. · Отработать с ребятами на практике неполную укладку парашюта З – 5. · Заинтересовать подростков парашютизмом как видом спорта.
Форма занятия. + Комбинированное. Параллельная работа нескольких групп и на теории, и на практике. + Визуальное ( видео-просмотр )
План занятия: 1.Организационные моменты – 5 минут. 2.История высшего пилотажа – 40 минут. 3.Принцип действия, назначение , укладка парашюта З – 5 .- 40 минут. Запасной парашют предназначен для спасения жизни парашютисту при полном или частичном отказе основного парашюта. Площадь купола-50 м2, имеет 24 стропы длиной 6,3 м вес – 8 кг. - ранец - 24 стропы - 12 сот - свободные концы - метки - купол - стабилизирующие крылышки и т. д. - Материалы и оборудование: Видеофильм с кассетой по пилотажу, комплект запасных парашютов – 3 экземпляра.
Методические рекомендации: Ø Для лучшего усвоения материала необходимо в части занятия , касающегося укладки парашюта З-5 проводить небольшое соревнование на скорость. Ø Во время демонстрации фильма заранее акцентировать внимание подростков, на что следует обратить внимание в первую очередь.
4.Тема: Способы и средства борьбы с противником в воздухе. Практическое занятие на тренажере СТЛ-1. Полная укладка парашюта З – 5.
Задачи: · Познакомит детей и подростков со средствами и способами борьбы с противником в воздухе. · Отработать полученные знания на тренажере СТЛ – 1. · Научит ребят полной укладке парашюта З – 5.
Форма занятия . Практическое с элементами нового материала в диалоговой форме. Со сменой групп в процессе деятельности под руководством педагога и командиров звеньев.
План занятия. 1. Организационные моменты – 5 минут. 2. Принцип действия тренажера СТЛ –1 и ракеты класса “Воздух-воздух”. 15 минут. ( Она предназначена для поражения воздушных целей, имеет тепловую головку самонаведения, автопилот, пороховой ракетный двигатель. ) 3. Практическая часть занятия по закреплению полученных знаний.- 1час 10 минут.
Материалы и оборудование. + Набор запасных парашютов З – 5 ( 3 экземпляра ). + Набор парашютных приборов. + Стенд с макетом действия ракеты “Воздух-воздух”. +СТЛ – 1.
Методические рекомендации. Ø В самом начале занятия четко развести обязанности между командирами звеньев. Ø Особое внимание уделить наглядности предлагаемого материала. Ø Все стенды и тренажеры проверить в действии до занятия. Ø Во время укладки парашютов особое внимание обратить на сохранность приборов и на правильность укладки.
5. Тема:Конструкция, система управления самолетом. Схема взлета самолета. Фигуры высшего пилотажа ( бочка, бреющий полет, петля Нестерова ). Практическое занятие на авиатренажере СУ – 27. Тренировка внимания у летчиков.
Задачи: · Дать основные назначения конструкции самолета: крыло, фюзеляжи, шасси, хвостовое управление, двигатель. · Дать общую характеристику управления самолета, схему взлета. · Отработка элементов управления, поворота, фигур высшего пилотажа, взлета. · Заинтересовать детей и подростков различными способами тренировки внимания у летчиков и парашютистов.
Форма занятия. +Комбинированное занятие со сменой групп в процессе обучения. + При объяснении темы – групповая форма работа +На практике – работа по микрогруппам с индивидуальным подходом План занятия. 1. Организационные моменты – 5 минут. 2. Объяснение и отработка нового материала – крыло –10 минут. - фюзеляжи - шасси - хвостовое оперение - двигатель - фонарь 3. Схема взлета самолета с помощью ИЛС – индикатора лобового стекла – 20 минут. - Передвиньте РУД (Рукоятку управления двигателем) вперед до режима 100%. - При достижении скорости 200 км/ч ( число в верхнем левом углу ИЛСа ) начинайте взлет, плавно подавая ручку джойстика на себя. - Угол тангажа должен быть 10-15 градусов.( Индикатор справа от центра ИЛСа ). Пусть самолет набирает скорость в этом положении. - На высоте 100 м закрытие шасси- кнопка (G). 4. Отработка элементов полета – поворот, бреющий полет, бочка, петля Нестерова – 20 минут. 5. Тренировка внимания у летчиков – 40 минут.
Материалы и оборудование. + Наглядные пособия по взлету самолета. + Авиатренажер СУ-27. + Карточки с цифрами и квадратиками ( по одной на каждого члена группы )
Методические рекомендации. Ø Изучение конструкции, системы управления самолетом проводить с использованием макетов, моделей, разъясняя учащимся их назначение, принцип работы и размещение в самолете. Ø “Взлет” самолета изучать по заранее приготовленной схеме, акцентируя внимание ребят на какой скорости происходит отроыв самолета от ВПП, на какой высоте убираются шасси. Ø На практическом занятии необходимо закрепить знания полученные на теоретическом занятии, простраивать обучение от “простого” к ”сложному”, научить учащихся правильным действиям с органами управления самолета. Из числа командиров звена подготовить инструкторов. Ø Занятие проводить по “вертушке” для лучшего усвоения материала. Пока одна группа изучает “взлет”, другая тренирует под руководством командиров свое внимание.
6.Тема занятия: - Принципы отбора командиров в летные учебные заведения .Практическое занятие в кабинете авиационно-космической медицины. Практическое занятие по укладке запасного парашюта.
Задачи. · Познакомить детей и подростков с принципами отбора кандидатов в летные Вузы, требованиями медкомиссии. · Физическая проверка детей и подростков на пригодность к летной профессии на тренажерах авиакосмической медицины. · Практическая отработка знаний и умений по укладке запасного парашюта З – 5.
Форма занятия: работа по микрогруппам под руководством педагога и командиров звеньев.
План занятия. 1. Организационные моменты – 5 минут. 2. Объяснение и показ полной укладки парашюта З – 5.- 15 минут. 3. Практическая отработка в группах. – 1.2 часа.
Материалы и оборудование. – Запасной парашют ( 3 шт. ) - Приборы парашютные ( 3 комплекта ) - Оборудованные кабинеты
Методические рекомендации. + На занятиях в кабинете авиакосмической медицины строго следовать указаниям педагога + В начале занятия между педагогами, работающими по направлениям авиакосмической медицины и авиации , происходит обмен группами. Таким образом, дети и подростки имеют возможность познакомитьмя с различными видами деятельности, расширить свой кругозор, познавательный интерес. + Место проведения занятия по укладке парашюта – холл 3 этажа.
7. Тема: Назначение пилотажно-навигационных приборов. Схема посадки самолета. Практическое занятие на авиатренажере СУ – 27. Игровой практикум. Задачи: · Дать основное назначение , принцип действия, работу пилотажно-навигационных приборов. · Отработка элементов посадки на авиатренажере СУ-27. · Развитие логического мышления и навыков быстрого ориентирования в сложной ситуации . Форма занятия. + Групповая форма работы при изучении темы. + Работа по микрогруппам с использованием индивидуального подхода. + Настольная сюжетно-ролевая игра.
План занятия. 1. Организационные моменты – 5 минут. 2. Основное назначение, принцип действия, работа пилотажно-навигационных приборов. –10 минут. – Индикатор приборной скорости и числа маха. - Индикатор положения самолета. - Вариометр. - Комбинированный индикатор перегрузок и критических углов атаки. - Радиовысотометр. - Дисплей механизации самолета. - МФД-многофункциональный дисплей. 3. Схема посадки самолета и отработка ее на СУ-27. – 30 минут. - 5-10 км от ВПП. Скорость – 500-600 км/ч , высота 500-600 м, контроль траектории по МФД и ПГП. - Над ВПП. Сохранять высоту 300м и скорость 400-500 км/ч. Над центром ВПП развернитесь в зависимости от направления с углом крена 60-80* и выходите на траекторию параллельную ВПП. - 5 км от ВПП на параллели. Выпуск шасси ( клавиша g ), тормозной щиток ( f ), выпустить закрылки (B). Джойстик как можно плавней, скорость 400 км/ч, скорость снижения 4 м/с, высота 200-300 м - Начало ВПП. Идеально скорость 270-290 км/ч, высота 10 – 15 м.. Скорость снижения 1-2 м/с. - Касание. Скорость 220-250 км/ч, выпускаем парашют (p) и перевод двигателя на режим малого газа. Тормоз-(w) –удерживая. 4. Игровой практикум. Настольная логическая игра “Воздушная тактика”. – 45 минут.
Материалы и оборудование. + Авиатренажер СУ-27. + Набор настольных игр “Воздушная тактика”- 6 экземпляров на 4 человека, итого – 24 игрока. + Набор шахматных фигур, где пешки – истребители, а фигуры- бомбардировщики. – 2 полных комплекта. + Стенд схемы посадки самолета. + Переносное пособие приборной доски самолета. + Плакат пилотажно-навигационных приборов.
Методические рекомендации. Ø При изучении пилотажно-навигационных приборов необходимо использовать макет приборной доски, обращая внимание ребят на правильное размещение приборов на доске, их назначение – авиагоризонт, вариометр и т.д. Ø “Посадку” самолета изучать по заранее подготовленной схеме , акцентируя внимание обучаемых на скорость и высоту выпуска шасси и тормозных щитков, закрылки. Ø В результате проведения теоретических и практических занятий по пилотажно-навигационным приборам, добиться знаний учащимися их назначения и правильного использования. Привить им навыки управления самолета. При этом необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, особенно в части подготовки командира звена- инструктора, поскольку “ посадка ” самолета - наиболее сложный элемент управления. Ø Во время проведения занятия группа работает по очередно: 40 минут 1 звено на игровом практикуме, 2 звено пилотажно-навигационные приборы, затем группы меняются.
8. Тема: Итоговое занятие. Выдача удостоверений. КТД”Мы – пилоты”. Задачи: · Проверка приобретенных знаний в процессе занятия. · Выявление и награждение лучших. · Выдача удостоверений.
Форма занятия - коллективно-творческое дело.
План занятия. 1. Организационные моменты- 10 минут. 2. КТД ”Мы - пилоты ”. Время всей игры – 1 час 10 минут. Играют 2 – 3 экипажа с командирами. Судьи – 2 человека. Все результаты фиксируются на доске. Количество шрафов не ограничено. Место проведения – кабинеты 26 и холл 3 этажа.
1. конкурс – Теоретический. - Задается по одному вопросу каждой команде. На обсуждение – 30 сек. - Каждой команде предоставляется по одной фотографии самолета, Необходимо определить тип. Время – 30 сек. - Каждой команде предоставляется по одной цифровой табличке. По одному члену экипажа необходимо перечислить цифры в порядке возростания за минимаоьное время. - Оценка: За любой правильный ответ – 2 балла. Неправильный – 0 баллов.Член экипажа первым назвавший все цифры – 2 балла, последущий на балл меньше. Подсказка из зала 1балл, неправильная подсказка –1балл. 2. Конкурс – Практический. - Экипажи должны за минимальное время одеть ВКК. - Команда, выполнившая первой –2 балла, последущая на балл меньше. Каждый штраф -1 балл. 3. Ночной полет. - Экмпажи должны после предварительной раскрутки – 30 оборотов должны пролесть через 3 стула, стоящие рядом. - Система оценок как в предыдущем конкурсе. 4. Музыкальный. - Кто кого перепоет. Каждая команда поет по одному куплету песни , связанной с авиацией. - Выгравшая команда 2 балла. Проигравшая 1 балл. Повторять песни нельзя. 5. Обед экипажа. - Каждый член экипажа должен съесть по одному яблоку за 1 минуту без помощи рук. 6. Укладка парашюта. - Экипажи должны за минимальное время произвести неполную сборку парашюта. - Система оценок как в конкурсе 2. 7. Полет командиров. - Командиры экипажей должны выполнить на тренажере су – 27 взлет, разворот, бочку, петлю Нестерова на высоте 500 метров. - Каждый правильно выполненный элемент – 2 балла. - Ошибка 1балл, если сакмолет разбивается, то все очки , заработанные в данном конкурсе сгорают.
4. Подведение итогов и награждение участников. Вручение удостоверений.-10 минут.
Материалы и оборудование. Ø Авиатренажер СУ-27. Ø Набор фотографий и цифровых табличек. Ø ВКК – 3 экземпляра. Ø Гитара, оформление, яблоки. Ø Комплект запасных парашютов – 3 экземпляра
Методические рекомендации. + Очень рекомендуется последнее занятие проводить предельно динамично и эмоционально. + Для лучшего проведения КТД необходимо провести предварительную работу по подготовке судей и экспертов из числа или командиров или наименее заметных в группе ребят, с целью выведения их в активную позицию. + По окончанию занятия ВСЕМ детям и подросткам выдать удостоверения об окончании курса “Авиация и парашютизм”. Можно поручить ребятам из группы как-то необычно подписать их.
Литература: 1. Лисова И.И “Советские воздушно – десантные войска”. ДОСААФ 1967г. Овсянников К.А. “Прыжки с парашютом с военно-транспортных самолетов”. Воениздат. Москва – 1964г. .Гусев Б.К. “Основы авиации”. М. 1966 Денисов В.Г. “Летчик и самолет”М. 1962. “Боевая авиатехника” М. 1987. Энциклопедия “Авиация” М. 1994. “Открой для себя мир авиации” М. 1998. Техническое описание и инструкция по укладке парашюта Руководство по летной эксплуатации “СУ-27”. Журналы “Крылья Родины”,”Авиация и космонавтика”, “Военные знания”. |