352842, Краснодарский край, Туапсинский район, ВДЦ "Орленок". т. 8-(86167)-91-2-69                   

                               

ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ДОМ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ

   

 

ПРОГРАММА

КРУЖКА Авиационно-космическая и экстремальная медицина

 

Руководитель: Кондратенко В.И.

Педагог дополнительного образования

 

Пояснительная записка к программе

Необходимость программы кружка продиктована недос­таточной осведомленностью детей по вопросам авиакосмической медицины, исследованиями космического пространства, особенно­стями перемещения человека в нем, вестибулярными расстройства­ми, средствами защиты и профилактики высотной (горной) болезни, болезни движения, социальной неадаптированностью школьников.

     По причине экономического спада в нашем государстве, изношенности оборудования, транспортных средств, некомпетент­ности людей или халатности, возникают предпосылки к авариям и катастрофам техногенного характера или стихийных бедствий.

     Большое количество людей, попавших в экстремальные условия, гибнут по причине незнания основных поведенческих ре­акций в них.

     В силу сложившихся обстоятельств, в условиях кружка авиакосмической и экстремальной медицины, возникает необходи­мость в социально - психологической реабилитации детей школьно­го возраста к поведенческим реакциям в экстремальных ситуациях.

     Эта программа может быть рекомендована для внекласс­ных, факультативных занятий и уроков по основам безопасности жизнедеятельности в школах, для проведения игр на местности с элементами ОБЖ.

Цель: дать теоретические и практические знания по раз­делу авиакосмической и экстремальной медицины и передовых кос­мических исследований.

    Задачи:

-в условиях занятий кружка дать, развить и закрепить полученные знания;

- обучить навыкам работы на тренажерах, основным принципам психофизиологических исследований, поведенческим реакциям человека в экстремальных ситуациях.

Формы работы:

-лекционная и собеседование, практика.

Оборудование:

-тренажеры ( корзинчатая центрифуга, рейнское колесо, кресло Барани, кресло координации движения и напряжения, опто - кинетический барабан, коардинографы);

-         наглядные пособия (стенды, таблицы, корректурные пробы), компьютерная программа.

Конечный результат: овладеть основами теоретических и практических знаний и умений по разделам авиакосмической и экстремальной медицины.

Примечание: Программа рассчитана на 12-14 часов. При необходимости количество занятий  можно увеличить за счет дополнительных тем. Некоторые темы могут быть рекомендованы на занятиях кружков «юные летчики», «астрономия и космонавтика»,

«юные космонавты», при проведении игр на местности.

 

№п/п

                            Тема

Теория

Практика

Всего

1

Организационное занятие по специальному плану. ИИсИстория­-

1

 

 

 

 

 

 

плану. История развития медицины, этапы ее становле­ния,

 

 

 

 

 

 

 

 

становления выдающиеся медики различных 

и на­родов.

 

 

 

 

 

 

 

 

эпох и народов.Краткий обзор развития и задач виакос­

 

 

 

 

 

 

 

 

авиакосмической и экстремальной медицины, новейшие

 

 

 

 

 

 

 

 

новейшие достижения в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника безопасности при работе на тренажерах.

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Физико-химические факторы атмосферы, их

1

 

 

 

 

 

 

биологическое значение. Понятие о высотной

 

 

 

 

 

 

 

 

болезни (горной), экстремальные условия вы­-

 

 

 

 

 

 

 

 

сотных полетов, меры защиты и профилактики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика на тренажерах.

 

 

1

2

3

Ускорения, виды ускорений, перегрузки, бо

1

 

 

 

 

 

 

лезнь движения, меры защиты и профилактики

 

 

 

 

 

 

 

 

от них.

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с высотным снаряжением лет­

 

 

1

2

 

 

чика ВКК, ТНК. ЗШ, ГШ, работа на тренажерах.

 

 

 

 

 

 

4

Принципы отбора и подготовки космонавтов и

1

 

 

 

 

 

 

летчиков, особенности этих профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство со скафандрами, космическими

 

 

1

2

 

 

аппаратами, работа на тренажерах.

 

 

 

 

 

 

5

Системы жизнеобеспечения космических

1

 

 

 

 

 

 

кораблей и станций. Особенности условий дея­-

 

 

 

 

 

 

 

 

тельности космонавтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа на тренажерах по координации дви­жения

 

 

1

2

 

 

и ТПЗПиР.

 

 

 

 

 

 

6

Понятие об экстремальных ситуациях,

1

 

 

 

 

 

 

стрессорах выживания, воздействие на организм

 

 

 

 

 

 

 

 

человека и основные поведенческие реакции

 

 

 

 

 

 

 

 

при них.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика на тренажерах, выдача удостове­рений

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Основные принципы выживания в экстре­

1

 

 

 

 

 

 

мальных условиях, различных климато-

 

 

 

 

 

 

 

 

географических районах, ориентация на местно­-

 

 

 

 

 

 

 

 

сти, добывание воды и пищи, строительство ук­-

 

 

 

 

 

 

 

 

рытий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы, работа на тренажерах.

 

 

 

 

 

1

2

 Общий объем программы: 14 часов, из них-теория: 7 часов, практика- 7 часов

 

Дополнительные темы

 

1. Солнечная, космическая радиация, магнитное поле Земли, внутренние и на­ружные радиационные пояса и влияние их на биологические структуры.

2.Основы психологии. Понятия о характере человека, мышлении, памяти и дви­гательной реакции. Приемы мнемотехники и роль тестирования в тренировки памяти, мышления, мышечной реакции и выборе профессии.

3.Психологические аспекты космических полетов, психофизиологическая под­готовка летчиков и космонавтов.

Содержание тем.

1 занятие (организационное)

Знакомство руководителя с детьми, запись в журнал присутствующих на занятии. В краткой форме дается представление о деятельности кружка, количестве занятий, рассматриваемые темы, и особенности практических занятий.

Слушатели знакомятся с историей медицины, авиакосмиче­ской медицины, этапами их становления, роли в обществе и разви­тии прогресса человека, выдающимися личностями способствую­щими развитию их.

На втором часе занятий ребята знакомятся с тренажер­ным оборудованием, правилами эксплуатации и техникой безопас­ности при работе на них.

2 занятие

Физико-химические факторы атмосферы, ее строение, со­став воздуха, биологическое значение отдельных газов, порциальное и барометрическое давление, плотность, температура.

Слушатели кружка знакомятся с факторами влияния высоты на организм человека, взрывной декомпрессией, высотной декомпрессионной болезнью, горной болезнью, признаками разгерметизации на большой высоте и основными средствами профилактики и защи­ты от них.

На практическом занятии отрабатываются навыки и методы проведения исследований на тренажерах.

3 занятие

Ускорения, виды ускорений и перегрузок, механизм дейст­вия их на организм человека, величины переносимости, меры защи­ты и профилактики от них.

Теоретически, а затем и на практике ребята знакомятся с угловыми (радиальными) ускорениями, ускорениями Кариолиса и действием его на вестибулярный аппарат живых существ. Рассматривается ме­ханизм и причины, вызывающие болезнь движения, классификация вестибулярной устойчивости и методы повышения ее.

 

 процессе практических занятий слушатели знакомятся с высотным снаряжением летчиков (ВКК-3, ВКК-6, ВКК-15М, ЗШ-3, ЗШ-5, ГШ-6М, ППК-1У) действием их и правилом подгонки.

4 занятие

Рассматриваются принципы отбора и подготовки летчиков и космонавтов. Слушатели кружка знакомятся с уровнями (типы учебных заведений) подготовки летного состава ГВФ и ВВС, этапа­ми отбора и основными требованиями предъявляемыми к этой про­фессии.

При отборе космонавтов учитывается специфические требова­ния и испытания свойственные для этой профессии, этапы и особен­ности подготовки космонавтов.

На практическом занятии подростки знакомятся с основны­ми типами скафандров, устройством их (транспортные, для выхода в открытый космос, скафандрами летчика - высотника).

5 занятие

Тема о системах жизнеобеспечения космических кораблей

и станций знакомит слушателей с принципами организации работы и быта космонавтов, дыхательной смесью, водоснабжением, дыха­нием, гигиеническими мероприятиями, невесомостью, космическим безмолвием и сенсорным голодом.

В кабинете космонавтики знакомятся с устройством спус­каемым аппаратом серии «ВОСХОД», капсулой-кабиной для живот­ных, различными формами питания, упаковкой и приготовлением пищи в условиях космического полета.

6 занятие

На этом занятии  ребята знакомятся с понятиями об экс­тремальных ситуациях, стрессорами выживания (холод, жажда, жа­ра, голод, одиночество, переутомление, травмы) и правилами пове­дения людей, попавших в них, приемам аутотренинга, питьевым ре­жимом, распределением питания и сил.

Знакомятся с приемами получения воды в безводных районах, на море и заболоченной местности, сохранением ее.

7 занятие

3накомство с основными приемами выживания позволяет слушателям кружка узнать о поведении человека в экстремальных условиях, различных климато-географических регионах, ориентиро­вании на местности, создании укрытий на местности, выборе маршру­тов и ориентировании при движение, и распределениие сил на них. На этом же занятие даются правила поведения при кораблекрушениях-транспортных катастрофах, пожарах, землетрясениях и наводнени­ях.

Дополнительные темы.

1. Тема о солнечной и космической радиации, магнитном поле Земли, дает представление о биологических процессах на Земле, взаимодействии их с солнечной активностью. Объясняется влияние на магнитные поля Земли, внутренние и наружные пояса Земли. Да­ются советы по рациональному использованию солнечных лучей и средств защиты от них.

2. На занятиях слушатели знакомятся с понятиями о психологии, объектами ее деятельности, эмоциональной значимостью, методами психо-физиологических исследований, их роли в развитии общества,  здравоохранения, выборе профессии. Приводятся некоторые приемы мнемотехники для развития видов памяти, мышления и латерализации деятельности.

3. При рассмотрении психо-физиологических аспектов космиче­ских полетов, слушателям кружка, рассказывается об особенностях ус­ловий работы этой профессии, факторах влияющих на человека (удаленность от Земли, однообразие космического пространства, сенсорный голод, абсолютное безмолвие, высокая радиация и ме­теоритная опасность, замкнутость пространства, невесомость, гиподинамия, психологическая совместимость, аварийность). Обращает­ся внимание на психо-физиологическую подготовку космонавтов, отбор и формирование экипажей, реабилитацию при возвращении на Землю.

Условия реализации программы

1.Аудитория кружка рассчитана на прием одного отряда (30 чел.).

2.Стенды с наглядными пособиями по разделам авиакосмической и экстремальной медицины.

3.Тренажерное оборудование (центрифуга, вистибулометрическое кресло, кресло Барани, рейнское колесо, оптокинетический барабан, кресло координации движения и напряжения, тренажер по психофи­зиологическим исследованиям).

4.Плакаты по преподаваемым темам.

5.Таблицы по психофизиологическим исследованиям, личностные опросники, корректурные тексты, компьютерные программы по коор­динации движения.

6.Планы-сценарии по КТД и игре на местности.

                                                             Литература

1.     Космическая биология и авиакосмическая медицина. Изд. «Нау­            ка», 1975 г., г. Москва.

2. Каманин Н.П. «Скрытый космос», Москва 1995 г.

3. Авиационная медицина. Изд. МО 1986 г., г. Москва.

4.Учебник по военно-медицинской подготовке. Изд. МО 1992 г.

5. Методы исследования физиологии военного труда. Изд. МО 1993г 

6. Психологическая реабилитация детей при нарушении поведения.  

    Изд. «Медицина и физкультура», 1981 г. София, Болгария.

7. Кудряшев Б. «Энциклопедия выживания», Изд. «Советская Ку­-               

    бань», 1996 г., Краснодар.

8. Клиническая лабиринтология. Изд. «Медицина», 1984 г.

9. Космическая академия, Изд. МО 1993 г.

10. Лебедев В.И. «Личность в экстремальных условиях». Изд. ПЛ, 

      1989 г.

11. Инструкция летным экипажам о действиях в безлюдной местно­

      сти. Изд. МО, 1970 г.

12. Лекции по авиационной медицине. Изд. МО 1989 г. 

 

Сайт создан в системе uCoz