|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ
ПРОГРАММАКРУЖКА ”Авиационно-космическая и экстремальная медицина”
Руководитель: Кондратенко В.И. Педагог дополнительного образования
Пояснительная записка к программе Необходимость программы кружка продиктована недостаточной осведомленностью детей по вопросам авиакосмической медицины, исследованиями космического пространства, особенностями перемещения человека в нем, вестибулярными расстройствами, средствами защиты и профилактики высотной (горной) болезни, болезни движения, социальной неадаптированностью школьников. По причине экономического спада в нашем государстве, изношенности оборудования, транспортных средств, некомпетентности людей или халатности, возникают предпосылки к авариям и катастрофам техногенного характера или стихийных бедствий. Большое количество людей, попавших в экстремальные условия, гибнут по причине незнания основных поведенческих реакций в них. В силу сложившихся обстоятельств, в условиях кружка авиакосмической и экстремальной медицины, возникает необходимость в социально - психологической реабилитации детей школьного возраста к поведенческим реакциям в экстремальных ситуациях. Эта программа может быть рекомендована для внеклассных, факультативных занятий и уроков по основам безопасности жизнедеятельности в школах, для проведения игр на местности с элементами ОБЖ. Цель: дать теоретические и практические знания по разделу авиакосмической и экстремальной медицины и передовых космических исследований. Задачи: -в условиях занятий кружка дать, развить и закрепить полученные знания; - обучить навыкам работы на тренажерах, основным принципам психофизиологических исследований, поведенческим реакциям человека в экстремальных ситуациях. Формы работы: -лекционная и собеседование, практика. Оборудование: -тренажеры ( корзинчатая центрифуга, рейнское колесо, кресло Барани, кресло координации движения и напряжения, опто - кинетический барабан, коардинографы); - наглядные пособия (стенды, таблицы, корректурные пробы), компьютерная программа. Конечный результат: овладеть основами теоретических и практических знаний и умений по разделам авиакосмической и экстремальной медицины. Примечание: Программа рассчитана на 12-14 часов. При необходимости количество занятий можно увеличить за счет дополнительных тем. Некоторые темы могут быть рекомендованы на занятиях кружков «юные летчики», «астрономия и космонавтика», «юные космонавты», при проведении игр на местности.
Общий объем программы: 14 часов, из них-теория: 7 часов, практика- 7 часов
Дополнительные темы
1. Солнечная, космическая радиация, магнитное поле Земли, внутренние и наружные радиационные пояса и влияние их на биологические структуры. 2.Основы психологии. Понятия о характере человека, мышлении, памяти и двигательной реакции. Приемы мнемотехники и роль тестирования в тренировки памяти, мышления, мышечной реакции и выборе профессии. 3.Психологические аспекты космических полетов, психофизиологическая подготовка летчиков и космонавтов. Содержание тем. 1 занятие (организационное) Знакомство руководителя с детьми, запись в журнал присутствующих на занятии. В краткой форме дается представление о деятельности кружка, количестве занятий, рассматриваемые темы, и особенности практических занятий. Слушатели знакомятся с историей медицины, авиакосмической медицины, этапами их становления, роли в обществе и развитии прогресса человека, выдающимися личностями способствующими развитию их. На втором часе занятий ребята знакомятся с тренажерным оборудованием, правилами эксплуатации и техникой безопасности при работе на них. 2 занятие Физико-химические факторы атмосферы, ее строение, состав воздуха, биологическое значение отдельных газов, порциальное и барометрическое давление, плотность, температура. Слушатели кружка знакомятся с факторами влияния высоты на организм человека, взрывной декомпрессией, высотной декомпрессионной болезнью, горной болезнью, признаками разгерметизации на большой высоте и основными средствами профилактики и защиты от них. На практическом занятии отрабатываются навыки и методы проведения исследований на тренажерах. 3 занятие Ускорения, виды ускорений и перегрузок, механизм действия их на организм человека, величины переносимости, меры защиты и профилактики от них. Теоретически, а затем и на практике ребята знакомятся с угловыми (радиальными) ускорениями, ускорениями Кариолиса и действием его на вестибулярный аппарат живых существ. Рассматривается механизм и причины, вызывающие болезнь движения, классификация вестибулярной устойчивости и методы повышения ее.
процессе практических занятий слушатели знакомятся с высотным снаряжением летчиков (ВКК-3, ВКК-6, ВКК-15М, ЗШ-3, ЗШ-5, ГШ-6М, ППК-1У) действием их и правилом подгонки. 4 занятие Рассматриваются принципы отбора и подготовки летчиков и космонавтов. Слушатели кружка знакомятся с уровнями (типы учебных заведений) подготовки летного состава ГВФ и ВВС, этапами отбора и основными требованиями предъявляемыми к этой профессии. При отборе космонавтов учитывается специфические требования и испытания свойственные для этой профессии, этапы и особенности подготовки космонавтов. На практическом занятии подростки знакомятся с основными типами скафандров, устройством их (транспортные, для выхода в открытый космос, скафандрами летчика - высотника). 5 занятие Тема о системах жизнеобеспечения космических кораблей и станций знакомит слушателей с принципами организации работы и быта космонавтов, дыхательной смесью, водоснабжением, дыханием, гигиеническими мероприятиями, невесомостью, космическим безмолвием и сенсорным голодом. В кабинете космонавтики знакомятся с устройством спускаемым аппаратом серии «ВОСХОД», капсулой-кабиной для животных, различными формами питания, упаковкой и приготовлением пищи в условиях космического полета. 6 занятие На этом занятии ребята знакомятся с понятиями об экстремальных ситуациях, стрессорами выживания (холод, жажда, жара, голод, одиночество, переутомление, травмы) и правилами поведения людей, попавших в них, приемам аутотренинга, питьевым режимом, распределением питания и сил. Знакомятся с приемами получения воды в безводных районах, на море и заболоченной местности, сохранением ее. 7 занятие 3накомство с основными приемами выживания позволяет слушателям кружка узнать о поведении человека в экстремальных условиях, различных климато-географических регионах, ориентировании на местности, создании укрытий на местности, выборе маршрутов и ориентировании при движение, и распределениие сил на них. На этом же занятие даются правила поведения при кораблекрушениях-транспортных катастрофах, пожарах, землетрясениях и наводнениях. Дополнительные темы. 1. Тема о солнечной и космической радиации, магнитном поле Земли, дает представление о биологических процессах на Земле, взаимодействии их с солнечной активностью. Объясняется влияние на магнитные поля Земли, внутренние и наружные пояса Земли. Даются советы по рациональному использованию солнечных лучей и средств защиты от них. 2. На занятиях слушатели знакомятся с понятиями о психологии, объектами ее деятельности, эмоциональной значимостью, методами психо-физиологических исследований, их роли в развитии общества, здравоохранения, выборе профессии. Приводятся некоторые приемы мнемотехники для развития видов памяти, мышления и латерализации деятельности. 3. При рассмотрении психо-физиологических аспектов космических полетов, слушателям кружка, рассказывается об особенностях условий работы этой профессии, факторах влияющих на человека (удаленность от Земли, однообразие космического пространства, сенсорный голод, абсолютное безмолвие, высокая радиация и метеоритная опасность, замкнутость пространства, невесомость, гиподинамия, психологическая совместимость, аварийность). Обращается внимание на психо-физиологическую подготовку космонавтов, отбор и формирование экипажей, реабилитацию при возвращении на Землю. Условия реализации программы 1.Аудитория кружка рассчитана на прием одного отряда (30 чел.). 2.Стенды с наглядными пособиями по разделам авиакосмической и экстремальной медицины. 3.Тренажерное оборудование (центрифуга, вистибулометрическое кресло, кресло Барани, рейнское колесо, оптокинетический барабан, кресло координации движения и напряжения, тренажер по психофизиологическим исследованиям). 4.Плакаты по преподаваемым темам. 5.Таблицы по психофизиологическим исследованиям, личностные опросники, корректурные тексты, компьютерные программы по координации движения. 6.Планы-сценарии по КТД и игре на местности. Литература 1. Космическая биология и авиакосмическая медицина. Изд. «Нау ка», 1975 г., г. Москва. 2. Каманин Н.П. «Скрытый космос», Москва 1995 г. 3. Авиационная медицина. Изд. МО 1986 г., г. Москва. 4.Учебник по военно-медицинской подготовке. Изд. МО 1992 г. 5. Методы исследования физиологии военного труда. Изд. МО 1993г 6. Психологическая реабилитация детей при нарушении поведения. Изд. «Медицина и физкультура», 1981 г. София, Болгария. 7. Кудряшев Б. «Энциклопедия выживания», Изд. «Советская Ку- бань», 1996 г., Краснодар. 8. Клиническая лабиринтология. Изд. «Медицина», 1984 г. 9. Космическая академия, Изд. МО 1993 г. 10. Лебедев В.И. «Личность в экстремальных условиях». Изд. ПЛ, 1989 г. 11. Инструкция летным экипажам о действиях в безлюдной местно сти. Изд. МО, 1970 г. 12. Лекции по авиационной медицине. Изд. МО 1989 г.
|