|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВДЦ ”ОРЛЕНОК” ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОМ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ ПРОГРАММА Кружка “Авиамоделизм” Руководитель: Бынин К.С. Педагог дополнительного образования2002 г. Пояснительная записка. Авиамоделизм – это конструирование, постройка и запуски летающих авиамоделей. История создания летающих моделей уходит корнями в глубокую древность. Первые воздушные змеи появились в Китае около 4 тысяч лет назад. Актуальность авиамоделизма для подрастающего поколения существует и поныне. Для занятия техническими видами спорта, в том числе авиамоделизмом необходимо: - багаж теоретических знаний, более глубокого понимания математики, физики, черчения, знания единиц измерений и многое другое; - определенный опыт в работе (навыки и умения); - знание технологии, умение в работе с различными столярными инструментами; - умения в работе с различными лакокрасочными материалами; Но самым главным, пожалуй, является постоянный творческий процесс. Занятия авиамоделизмом в ВДЦ «Орленок» имеют ряд особенностей: - краткосрочность обучения (10 – 14 часов), - разновозрастность состава учащихся от 11 до 15 лет, - сборный состав детей, - разный интеллект, уровень умений и навыков. В то же время прослеживается низкий уровень знаний подростков по истории авиации, незнания основных этапов развития воздухоплавания, авиации, космонавтики. Зачастую современные подростки не знают таких фамилий как Можайский, Котельников, Королев и др. Программа рассчитана на 7 занятий. Возраст детей от 11 до 13 лет (мальчики и девочки). Цель: Формирование патриотической позиции подростка через включение его в техническое творчество и познавательную деятельность. Задачи: 1. Знакомство подростков с основами теоретических знаний и практических умений в данном виде технического творчества (авиамодельном спорте). 2. Расширения кругозора, знаний в области авиации, авиамоделизма 3. Развитие чувства гордости за ВС России, в частности, за отечественную авиацию. Методы и формы работы: - Словесный (лекция, беседа, объяснение ) - Наглядный (плакаты, схемы , модели ) - Визуальный (видеофильм, слайды ) - Практический (изготовление моделей) Принципы: - Доступность программы - Выбор вида деятельности по интересу - Учет возрастных и физиологических особенностей подростков - Учет индивидуальности подростков Учебно-тематический план авиамодельного кружка.
1 Занятие - вводное. Тема: Знакомство. История авиации и авиамоделизма. Классы авиамоделей. Демонстрационные запуски планера. Задачи: · Выявить уровень подготовки и индивидуальные способности у детей. · Выявить интересы и потребности ребенка. · Заинтересовать ребенка данным видом деятельности · Способствовать созданию интереса к ВВС, авиамоделизму. · Расширить общий кругозор ребенка о воздухоплавании, авиации и авиамоделизме. Форма занятия: ¨ Свободная беседа в диалоговой форме. ¨ Визуальная форма работы ( показ фотографий, плакатов, методических пособий) ¨ Практическая часть – запуск планера. План занятия. 1. Знакомство ( с педагогом, планом работы кружка …) –15 минут 2. Инструктаж по технике безопасности - 5 минут 3. История развития авиации – 40 минут. Что такое авиация. Как люди научились летать. Основные этапы развития авиации. Россиийские авиаконструкторы, инженеры, летчики. 4. История развития авиамодельного спорта. Типы и классы спортивных авиамоделей – 30 минут 5. Запуск планера с рук – 30 минут. Методические рекомендации. При знакомстве с детьми обратить внимание на ребят, занимающихся или занимавшихся авиамоделизмом. При рассказе о развитии авиации необходимо сделать упор на Российских конструкторах, летчиках, инженеров, отметить роль и место российской авиации в мире. Провести тренеровочные запуски модели планера (каждый участник запускает модель по 2-3 раза).
2 Занятие. Тема: Основы аэродинамики. Основные части самолета (планера). Изготоаление простейшей бумажной летающей модели. Задачи: · Познакомить ребят с основами аэродинамики. · Дать понятие о бумажной модели как о летательном аппарате, основных частях самолета. · Знакомство с техникой постройки и регулировки бумажной модели. Форма занятия: ¨ Объяснение нового материала ¨ Наглядная форма работы (схемы, практические опыты) ¨ Практическая часть – изготовление бумажной модели планера. Материалы и оборудование: Шаблоны, простой карандаш, ножницы, лист плотной бумаги 190x130 мм по количеству детей. План занятия. 1. Основы аэродинамики – 30 минут Свойство воздуха. Закон Бернулли (практический опыт с двумя листами бумаги). Подъемная сила. Профиль крыла, его влияние на аэродинамические качества самолета. Основные части самолета: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, стабилизаторы, киль, шасси. 2. Практическая часть – изготовление простейшей летающей бумажной модели – 1 час 3. Регулировка и запуск модели. Игры-соревнования – 30 минут Методические рекомендации. При объяснении теоритического материала используются наглядные формы: схемы, демонстрация опыта с двумя бумажными листами, показывающего разность давления при разных скоростях воздушного потока. При переходе к практическому изготовлению бумажной модели, необходимо остановиться на основных правилах работы с бумагой (понятие о волокнах бумаги). Далее педагог объясняет последовательность операций изготовления модели. Дети параллельно с педагогом поэтапно выполняют все операции. При объяснии педагогом следует обратить внимание на точность сгибов, регулировки киля, руля и т.д. Во время показа педагог должен подробно комментировать то, что он делает. На данном занятии не следует спешить и при необхадимости индивидуально помочь каждому ребенку. Так же важно видеть типичные детские ошибки при изготовлении модели и обращать на них внимание ребят. При регулировачных запусках моделей необходимо обращать внимание ребят на основные недочеты при регулеровки. Для повышения интереса к занятиям проводятся игры-соревнования: на точность, нва дальность.
3 Занятие. Тема: Парашютизм. История развития парашютизма. Изготовление модели парашюта. Соревнование на точность приземления моделей. Задачи: · Познакомить ребят с историей изобретения парашюта. · Знакомство с техникой постройки бумажной модели парашюта. Форма занятия: ¨ Объяснение нового материала ¨ Практическая часть – изготовление бумажной модели парашюта. Материалы и оборудование: Тонкая бумага, нитки, пластилин. План занятия. 1. Парашютизм. – 50 минут Что такое парашют и для чего он служит. История изобретения парашюта. Устройство современного парашюта, принцип его действия. Достижение российских парашютистов. 2. Практическая часть – изготовление бумажной модели парашюта – 40 минут 3. Соревнования моделей парашютов – 30 минут Методические рекомендации. В части изучения истории парашютизма особое внимание акцентировать на том, что парашют – русское изобретение.
4 Занятие. Тема: История развития Российских ВВС в период ВОВ. Изготовление модели Як-9Задачи: · Познакомить ребят с историей развития авиации в период ВОВ. · Развитие чувства гордости за отечественную авиацию. · Знакомство с техникой постройки бумажной модели-копии. Форма занятия: ¨ Объяснение нового материала, беседа-диалог. ¨ Визуальная форма работы (демонстрация видео фильма) ¨ Практическая часть – изготовление бумажной модели-копии. Материалы и оборудование: Ножницы, ксерокопии развертки модели, картон, клей. План занятия. 1. История развития отечественной авиации периода ВОВ – 20 минут Отечественные самолеты ВОВ (Як-9, Ла-5, МиГ-3) 2. Просмотр видеофильма «Отечественные самолеты ВОВ» - 20 минут 3. Практическая часть – изготовление бумажной модели самолета Як-9 – 1 час 20 минут Методические рекомендации.
5,6 Занятие. Тема: История развития Российских современных ВВС.Изготовление модели Су-27.Задачи: · Познакомить ребят с историей развития современной отечественной авиации · Развитие чувства гордости за отечественную авиацию. · Закрепление техники постройки бумажной модели-копии. Форма занятия: ¨ Объяснение нового материала, беседа-диалог. ¨ Визуальная форма работы (демонстрация видео фильма) ¨ Практическая часть – изготовление бумажной модели-копии. Материалы и оборудование: Ножницы, ксерокопии развертки модели, клей План занятия. 1. Развития современной отечественной авиации – 40 минут Отечественные самолеты (Су-27, МиГ-29). Конструкторские бюро им.Сухого и им.Микояни и Гуревича. 2. Просмотр видеофильма «Русское небо» - 20 минут 3. Практическая часть – изготовление бумажной модели самолета Су-27 – 3 часа Методические рекомендации.
7 Занятие. Тема: Космические корабли многоразового использования. Изготовление модели «Буран» Задачи: · Познакомить ребят с историей развития отечественной косманавтики. · Закрепление техники постройки бумажной модели. Форма занятия: ¨ Объяснение нового материала, беседа-диалог. ¨ Практическая часть – изготовление бумажной модели «Буран». Материалы и оборудование: Ножницы, картон, развертка модели, клей План занятия. 1. История развития косманавтики – 1 час 20 минут Первые замыслы о полете в космос. Циолковский. Запуск первого искусственного спутника Земли. Первый космонавт – Ю.А. Гагарин. Орбитальные станции. Корабли многоразового использования. 2. Практическая часть – изготовление бумажной модели «Буран» – 40 минут Методические рекомендации. В части изучения истории покорения космоса особое внимание акцентировать на роль нашей страны как первооткрывательницу.
|