352842, Краснодарский край, Туапсинский район, ВДЦ "Орленок". т. 8-(86167)-91-2-69                   

ВДЦ ”ОРЛЕНОК”

ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДОМ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ

 ПРОГРАММА

 Кружка “Авиамоделизм”

 Руководитель: Бынин К.С.

Педагог дополнительного образования

 2002 г.

 Пояснительная записка.

     Авиамоделизм – это конструирование, постройка и запуски летающих авиамоделей. История создания летающих моделей уходит корнями в глубокую древность. Первые воздушные змеи появились в Китае около 4 тысяч лет назад. Актуальность авиамоделизма для подрастающего поколения существует и поныне.

Для занятия техническими видами спорта, в том числе авиамоделизмом необходимо:

-          багаж теоретических знаний, более глубокого понимания математики, физики, черчения, знания единиц измерений и многое другое;

-          определенный опыт в работе (навыки и умения);

-          знание технологии, умение в работе с различными столярными инструментами;

-          умения в работе с различными лакокрасочными материалами;

Но самым главным, пожалуй, является постоянный творческий процесс.

            Занятия авиамоделизмом в ВДЦ «Орленок» имеют ряд особенностей:

-          краткосрочность обучения (10 – 14 часов),

-          разновозрастность состава учащихся от 11 до 15 лет,

-          сборный состав детей,

-          разный интеллект, уровень умений и навыков.

В то же время прослеживается низкий уровень знаний подростков по истории авиации, незнания основных этапов развития воздухоплавания, авиации, космонавтики. Зачастую современные подростки не знают таких фамилий как Можайский, Котельников, Королев и др.

       Программа рассчитана на  7 занятий. Возраст детей от 11 до 13 лет (мальчики  и девочки).

 Цель: Формирование патриотической позиции подростка через включение его в техническое творчество и познавательную деятельность.

 Задачи:

1.       Знакомство подростков с основами теоретических знаний и практических умений в данном виде технического творчества (авиамодельном спорте).

2.       Расширения кругозора, знаний в области авиации, авиамоделизма

3.       Развитие чувства гордости за ВС России, в частности, за отечественную авиацию.

 Методы и формы работы: - Словесный (лекция, беседа, объяснение )

-          Наглядный (плакаты, схемы , модели )

-          Визуальный (видеофильм, слайды )

-          Практический (изготовление моделей)

Принципы: - Доступность программы

-          Выбор вида деятельности по интересу

-          Учет возрастных и физиологических особенностей подростков

-          Учет индивидуальности подростков

Учебно-тематический план авиамодельного кружка.

                            

N-

Т Е М А

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие.

Знакомство. История авиации и авиамоделизма. Классы авиамоделей.

Демонстрационные запуски планера.

 

1.30

0.30

2

2

Простейшая бумажная модель.

Основы аэродинамики. Основные части самолета (планера).

Изготоаление простейшей летающей модели.

 

0.30

1.30

2

3

 Парашютизм.

История развития парашютизма.

Изготовление модели парашюта

Соревнования по точности приземления моделей

.

0.40

1.20

2

4

Самолеты ВОВ.

История развития Российских ВВС в период ВОВ. Видео фильм.

Изготовление модели Як-9

 

0.40

1.20

2

5

Современные самолеты.

История развития Российских современных ВВС.

Видео фильм.

Изготовление модели Су-27.

 

1

1

2

6

Изготовление модели Су-27.

 

0

2

2

7

Космические корабли многоразового использования.

История развития Российской космонавтики.

Изготовление модели «Буран»

 

1.20

0.40

2

 

ИТОГО:

 

8

8

16

 

1 Занятие -  вводное.

Тема: Знакомство. История авиации и авиамоделизма. Классы авиамоделей. Демонстрационные запуски планера.

 Задачи:

·         Выявить уровень подготовки и индивидуальные способности у детей.

·         Выявить интересы и потребности ребенка.

·         Заинтересовать ребенка данным видом деятельности

·         Способствовать созданию интереса  к ВВС, авиамоделизму.

·         Расширить общий кругозор ребенка о воздухоплавании, авиации и авиамоделизме.

Форма занятия:

¨       Свободная беседа в диалоговой форме.

¨       Визуальная форма работы ( показ фотографий, плакатов, методических пособий)

¨       Практическая часть – запуск планера.

План занятия.

1.       Знакомство ( с педагогом, планом работы кружка …) –15 минут

2.       Инструктаж по технике безопасности  - 5 минут

3.        История развития авиации  – 40 минут.

Что такое авиация. Как люди научились летать. Основные этапы развития авиации.

Россиийские  авиаконструкторы, инженеры, летчики.

4.        История развития авиамодельного спорта. Типы и классы спортивных авиамоделей – 30 минут

5.        Запуск планера с рук – 30 минут.

Методические рекомендации.

При знакомстве с детьми обратить внимание на ребят, занимающихся или занимавшихся авиамоделизмом. При рассказе о развитии авиации необходимо сделать упор на Российских конструкторах, летчиках, инженеров, отметить роль и место российской авиации в мире.

Провести тренеровочные запуски модели планера (каждый участник запускает модель по 2-3 раза).

 

 2 Занятие.

Тема: Основы аэродинамики. Основные части самолета (планера).

Изготоаление простейшей бумажной летающей модели.

 Задачи:

·         Познакомить ребят с основами аэродинамики.

·         Дать понятие о бумажной модели как о летательном аппарате, основных частях самолета.

·         Знакомство с техникой постройки и регулировки бумажной модели.

Форма занятия:

¨       Объяснение нового материала

¨       Наглядная форма работы (схемы, практические опыты)

¨       Практическая часть – изготовление бумажной модели планера.

Материалы и оборудование:

Шаблоны, простой карандаш, ножницы, лист плотной бумаги 190x130 мм по количеству детей.

План занятия.

1.       Основы аэродинамики  – 30 минут

Свойство воздуха. Закон Бернулли (практический опыт с двумя листами бумаги). Подъемная сила. Профиль крыла, его влияние на аэродинамические качества самолета. Основные части самолета: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, стабилизаторы, киль, шасси.

2.       Практическая часть – изготовление простейшей летающей бумажной модели – 1 час

3.        Регулировка и запуск модели. Игры-соревнования – 30 минут

Методические рекомендации.

При объяснении теоритического материала используются наглядные формы: схемы, демонстрация опыта с двумя бумажными листами, показывающего разность давления при разных скоростях воздушного потока.

 При переходе к практическому изготовлению бумажной модели, необходимо остановиться на основных правилах работы с бумагой (понятие о волокнах бумаги). Далее педагог объясняет последовательность операций изготовления модели. Дети параллельно с педагогом поэтапно выполняют все операции. При объяснии педагогом следует обратить внимание на точность сгибов, регулировки киля, руля и т.д. Во время показа педагог должен подробно комментировать то, что он делает. На данном занятии не следует спешить и при необхадимости индивидуально помочь каждому ребенку. Так же важно видеть типичные детские ошибки при изготовлении модели и обращать на них внимание ребят.

При регулировачных запусках моделей необходимо обращать внимание ребят на основные недочеты  при регулеровки. Для повышения интереса к занятиям проводятся игры-соревнования: на точность, нва дальность.

 

 3 Занятие.

Тема: Парашютизм. История развития парашютизма. Изготовление модели парашюта. Соревнование на точность приземления моделей.

 Задачи:

·         Познакомить ребят с историей изобретения парашюта.

·         Знакомство с техникой постройки бумажной модели парашюта.

Форма занятия:

¨       Объяснение нового материала

¨       Практическая часть – изготовление бумажной модели парашюта.

Материалы и оборудование:

Тонкая бумага, нитки, пластилин.

План занятия.

1.       Парашютизм.  – 50 минут

Что такое парашют и для чего он служит. История изобретения парашюта. Устройство современного парашюта, принцип его действия. Достижение российских парашютистов.

2.       Практическая часть – изготовление бумажной модели парашюта – 40 минут

3.        Соревнования моделей парашютов  – 30 минут

 Методические рекомендации.

В части изучения истории парашютизма особое внимание акцентировать на том, что парашют – русское изобретение.

 

4 Занятие.

Тема: История развития Российских ВВС в период ВОВ. Изготовление модели Як-9

 Задачи:

·         Познакомить ребят с историей развития авиации в период ВОВ.

·         Развитие чувства гордости за отечественную авиацию.

·         Знакомство с техникой постройки бумажной модели-копии.

Форма занятия:

¨       Объяснение нового материала, беседа-диалог.

¨       Визуальная форма работы (демонстрация видео фильма)

¨       Практическая часть – изготовление бумажной модели-копии.

Материалы и оборудование:

Ножницы, ксерокопии развертки модели, картон, клей.

План занятия.

1.       История развития отечественной авиации периода ВОВ – 20 минут

Отечественные самолеты ВОВ (Як-9, Ла-5, МиГ-3)

2.        Просмотр видеофильма «Отечественные самолеты ВОВ» - 20 минут

3.       Практическая часть – изготовление бумажной модели самолета Як-9 – 1 час 20 минут

 Методические рекомендации.

 

5,6 Занятие.

Тема: История развития Российских современных ВВС.

Изготовление модели Су-27.

 Задачи:

·         Познакомить ребят с историей развития современной отечественной авиации

·         Развитие чувства гордости за отечественную авиацию.

·         Закрепление техники постройки бумажной модели-копии.

Форма занятия:

¨       Объяснение нового материала, беседа-диалог.

¨       Визуальная форма работы (демонстрация видео фильма)

¨       Практическая часть – изготовление бумажной модели-копии.

Материалы и оборудование:

Ножницы, ксерокопии развертки модели, клей

План занятия.

1.       Развития современной отечественной авиации – 40 минут

Отечественные самолеты (Су-27, МиГ-29). Конструкторские бюро им.Сухого и им.Микояни и Гуревича.

2.        Просмотр видеофильма «Русское небо» - 20 минут

3.       Практическая часть – изготовление бумажной модели самолета Су-27 – 3 часа

 Методические рекомендации.

 

7 Занятие.

Тема: Космические корабли многоразового использования.

Изготовление модели «Буран»

 Задачи:

·         Познакомить ребят с историей развития отечественной косманавтики.

·         Закрепление техники постройки бумажной модели.

Форма занятия:

¨       Объяснение нового материала, беседа-диалог.

¨       Практическая часть – изготовление бумажной модели «Буран».

Материалы и оборудование:

Ножницы, картон, развертка модели, клей

План занятия.

1.       История развития косманавтики  – 1 час 20 минут

Первые замыслы о полете в космос. Циолковский. Запуск первого искусственного спутника Земли. Первый космонавт – Ю.А. Гагарин. Орбитальные станции. Корабли многоразового использования.

2.       Практическая часть – изготовление бумажной модели «Буран» – 40 минут

Методические рекомендации.

В части изучения истории покорения космоса особое внимание акцентировать на роль нашей страны как первооткрывательницу.

 

Сайт создан в системе uCoz