|
|||
|
|||
ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ
ПРОГРАММАКРУЖКА ”Автодело”
Руководитель: Стамбулжи С.А. Педагог дополнительного образования
Пояснительная записка к программе кружка Автодело - предмет специального цикла для детей Актуальность данного предмета обусловлена созданием безопасности на дороге Точные знания и выполнение правил дорожного движения водителем и пешеходом - условие безопасности людей, а порой и сохранение жизни В программе особое внимание уделяется безопасности вождения автомобилем, этике вождения взаимопомощи на дорогах Программа рассчитана на 6 занятий. Возраст ребят: 14-15 лет (мальчики и девочки). Успешное усвоение программы возможно в 14-15 лет. В данном возрасте можно говорить о раннем профилировании деятельности подростков. Учитывая возраст ребят, следует широко применять наглядные пособия (карты, схемы, плакаты) с дорожными ситуациями. Также макеты дорог с автомобилем, решение задач по правилам дорожного движения. На каждом занятии следует использовать тренажер для развития умения управлять автомобилем Работа осуществляется в учебной группе (до 15 человек) по учебному плану с учетом индивидуальных особенностей подростков Специфика работы ВДЦ "Орленок" заключается в следующем: разноуровневый и разновозрастной состав детей в группе; Сборный состав детей (из разных отрядов, делегации ); кратковременный срок обучения (10-12 часов); Цель: вооружить подростков основами теоретических знаний и основами практических умений работы на автотренажере. Обучающие задачи: -научить основам безопасности на дороге; -познакомить с правилами дорожного движения; -научить управлять автотренажером Воспитательные задачи: -воспитание дисциплины, чувства ответственности; -понимание здорового образа жизни; -воспитание коллективизма; Развивающие задачи: - Расширение кругозора (дать сведения о технических новшествах, истории развития транспорта); -дать сведения о технических особенностях автомобиля; Принципы: - учет индивидуальных особенностей детей; Учет возрастных особенностей детей; Выбор подростком вида деятельности по интересу; Доступность программы; Методы и средства: - словесные (объяснение, беседа); - наглядные (плакаты, схемы, модели, учебные видеофильмы); - практические (упражнения на тренажере) Конечный результат освоения программы: Овладение основами теоретических и практических знаний и умений по предмету «Автодело». Общий объем программы: 12 часов, из них лекции: 6 часов индивидуальная практическая работа: 6 часов
1 ЗАНЯТИЕ. Тема занятия: вводное занятие. История развития автотранспорта. Классификация современных транспортных средств. Знакомство с автотренажером. Работа на автотренажере. Задачи: вовлечь детей в деятельность, возбудить интерес к автомобилестроению и автоделу, выявить интересы и потребности детей. Форма занятия: свободная беседа в диалоговой форме с демонстрацией интересных моделей автомобилей, знакомство с особенностями их строения. , Методические рекомендации: для создания интереса у подростков, вводное занятие следует проводить в возвышенном тоне. Важно выбрать интересную для большинства ребят тему (особенности современного автомобиля, их отличие, какую машину вы бы хотели иметь и почему и др.) Это позволит всех ребят включить в разговор. Беседу следует вести в форме диалога. Необходимо раскрыть перспективный план занятий в кружке «Автодело». При индивидуальной работе на автотренажере следует уделить внимание каждому ребенку, т.к. уровень у всех детей разный. В коллективе необходимо создать положительный микроклимат, необходимый для дальнейшей работы.
2 ЗАНЯТИЕ. Тема занятия: дорожные знаки: предупреждающие, приоритета. Устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Работа на автотренажере (вождение). Задачи: ознакомление детей с предупреждающими дорожными знаками, дорожными знаками приоритета. Обучение подростков умению переключать скорости, вождению авто тренажера.
Форма занятия: Беседа в диалоговой форме (решение задач и ситуаций по правилам дорожного движения). Практическая работа на автотренажере.
Методические рекомендации: необходимо особенно обратить внимание подростков на важность точного знания и соблюдения правил дорожного движения. Отметить огромную ответственность за жизнь и здоровье человека на дороге. При объяснении темы «Дорожные знаки» следует использовать плакаты, раздаточный материал на столы для детей. При практической работе на тренажере дети, которые успешно занимаются могут быть выведены в позицию стажеров (консультантов), оказывая помощь остальным. Педагог больше внимания уделяет детям, у которых не получается вождение, переключение скоростей и другие операции. Ребят надо поощрять, давать понять, что у них все получится. Дети обретают уверенность в себе, занимаются более старательно и успешно. Целесообразно использовать видеоуроки по вождению автомобиля при работе детей по малым группам (1 группа- работа на тренажере, 2 группа- изучение правил дорожного движения, 3 группа- работа с видеоуроком по вождению автомобиля), затем группы меняются по «вертушке».
Тема занятия- запрещающие предписывающие дорожные знаки .Коробка передач. Работа на автотренажере (вождение) Задачи: знакомство детей с запрещающими знаками освоение коробки передач (переключение скоростей) обучение технике вождения на автотренажере. Форма занятия: диалоговый режим, работа с детьми при объяснении нового материала. Практическая работа на автотренажере. Методические рекомендации: изучение темы "Запрещающие, предписывающие дорожные знаки" должна проводиться в тесной связи с иллюстрацией примеров и ситуаций на дороге, чтобы детям легче и интереснее было усваивать изучаемый материал. При работе на тренажере следует осуществлять дифференцированный подход к детям, строить обучение "от простого к сложному". Вначале необходимо научить ребят управлять тренажером в простейших условиях ("простая трасса, 1, 2 скорости), постепенно усложняя задачи: более сложная трасса – диск, 3,4 скорости. При индивидуальной работе можно прибегать к помощи детей-стажеров.
4 занятие Тема занятия: информационно-указательные, сервисные таблички Педали и рычаги управления Работа на автотренажере. Задачи: Знакомство и освоение информационных дорожных знаков. Закрепление темы «коробка передач», рычагов управления, обучение технике вождения на автотренажере. Форма работы: групповая форма работы - беседа, разбор и решение конкретных ситуаций на дороге с аргументацией (комплекс разнообразных по содержанию теоретических и практических задач). Индивидуальная работа на автотренажере. Методические рекомендации: каждую тему по разделу "Дорожные знаки и дорожная разметка» следует тщательно проработать, фиксировать внимание детей на правильном решении ситуации, опыте, т.к. от этого зависит безопасность человека. При разборе ситуации целесообразно делать рисунки на доске, привлекая к обсуждению детей, обращая внимание на аргументацию каждого ответа. Если ребята достаточно усвоили материал, их можно разделить детей на 2-3 группы и параллельно дать группам одинаковые задания. Усвоение темы "дорожные знаки" целесообразно проводить с использованием раздаточного материала (для каждого ребенка). Как творческий момент в занятии можно использовать конкурс «Рисованые дорожные знаки». Задача: придумать, нарисовать и «защитить» свой знак: предупреждающий, запрещающий, предписывающий) Во время индивидуальной работы на автотренажере дети могут распределиться по интересам: - книги по автоделу, - газеты и журналы по автоделу, - усвоение дорожных знаков (раздаточный материал), - работа с папками "Дорожные знаки" (рисование плаката), - решение ситуаций на дороге. - работа с видеоматериалами «уроки вождения».
5 ЗАНЯТИЕ. Тема занятия: дорожная разметка. Сигналы сфетофора, регулировщика. Щиток приборов. Индивидуальная работа на автотренажере. Задачи: ознакомление детей с сигналами светофора, регулировщика. Закрепление умений работы на автотренажере. Форма занятия: беседа в диалоговой форме, опрос детей, практические упражнения на автотренажере. Методические рекомендации: при опросе (повторение предыдущей темы 'Информационные знаки") педагогу целесообразно квалифицированно разбирать ситуации на дороге с конкретными знаками. При объяснении новой темы «Сигналы светофора" рекомендуется применять наглядность (плакаты). При работе на автотренажере следует осуществлять разноуровневый подход в обучении (сложная и простая трасса; встречное движение и т.д.).
6 ЗАНЯТИЕ. Тема занятия: общий обзор по темам Зачет по правилам дорожного движения, по практике вождения автомобиля Задачи: проверить приобретенные знания и умения учащихся в объеме программы «Автодело» Форма занятия: проведение экзамена по курсу "Автодело" (решение ситуаций - билеты, практическая работа на автотренажере). Методические рекомендации: экзамен в кружке «Автодело» приближен к настоящему экзамену в автошколе. Здесь важен общий доброжелательный тон. Он будет способствовать закреплению детьми теоретических и практических знаний и умений В конце занятия целесообразно сделать общий разбор наиболее часто встречающихся ошибок в билетах и при практическом вождении на автотренажере. По окончании экзамена всем детям вручаются свидетельства об освоении программы кружка «Автодело».
Условия реализации программы При реализации программы кружка «Автодело» необходимо использовать наглядные пособия плакаты и раздаточный материал на столы для индивидуальной работы: - дорожные знаки (знаки приоритета, предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса); - таблички дополнительной информации; - дорожная разметка (вертикальная, горизонтальная); - светофор и сигналы регулировщика. Следует также использовать схемы в разрезе: -“двигатель» (газораспределение) - «коробка передач»; - “сцепление»; - «тормозная система»; - «щиток приборов»; Для проведения итогового занятия (зачета) ислользуются билеты по правилам дорожного движения. При объяснении правил дорожного движения используются макеты дорог. Занятия по управлению автомобилем проводятся в специально оборудованном классе, на тренажерах - 2 (два). В качестве оформления кабинета используются стенды, плакаты, модели машин, иллюстрирующие последние достижения в автомобилестроении. Ребятам предлагаются газеты и журналы об автомобилях.
ЛИТЕРАТУРА - Правила дорожного движения, 1997 г. - Экзаменационные билеты (категорий В, С) - Эксплуатация автомобиля - Учебный план и программа для подготовки водителя-автолюбителя категории В, С, М, Транспорт", 1993г. - Методика обучения автоделу в средней школе. М. Просвещение", 1982 г. - А. П. Погорянский "Страна Изобретания' Самара, 1997 г. |