352842, Краснодарский край, Туапсинский район, ВДЦ "Орленок". т. 8-(86167)-91-2-69                   

          

ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ДОМ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ

   

 

ПРОГРАММА

КРУЖКА ”Автодело”

 

Руководитель: Стамбулжи С.А.

Педагог дополнительного образования

 

                             Пояснительная записка к программе кружка

Автодело - предмет специального цикла для детей Актуальность данного предмета обусловлена созданием безопасности на дороге Точные знания и выполнение правил дорожного движения водителем и пешеходом - условие безопасности людей, а порой и сохранение жизни

В программе особое внимание уделяется безопасности вождения автомобилем, этике вождения взаимопомощи на дорогах

Программа рассчитана на 6 занятий. Возраст ребят: 14-15 лет (мальчики и девочки). Успешное усвоение программы возможно в 14-15 лет. В данном возрасте можно говорить о раннем профилировании деятельности подростков.

Учитывая возраст ребят, следует широко применять наглядные пособия (карты, схемы, плакаты) с дорожными ситуациями. Также макеты дорог с автомобилем, решение задач по правилам дорожного движения. На каждом занятии следует использовать тренажер для развития умения управлять автомобилем

Работа осуществляется в учебной группе (до 15 человек) по учебному плану с учетом индивидуальных  особенностей  подростков

Специфика работы ВДЦ "Орленок" заключается в следующем:

разноуровневый и разновозрастной состав детей в группе;                      

Сборный состав детей (из разных отрядов, делегации );

кратковременный срок обучения (10-12 часов);

Цель: вооружить подростков основами теоретических знаний   и

 основами  практических умений работы на автотренажере.

Обучающие задачи: -научить основам безопасности на дороге;

          -познакомить с правилами дорожного движения;

          -научить управлять автотренажером

Воспитательные задачи: -воспитание дисциплины, чувства ответственности;

-понимание здорового образа жизни;

-воспитание коллективизма;

Развивающие задачи: - Расширение кругозора (дать сведения о технических новшествах, истории развития транспорта);

-дать сведения о технических особенностях автомобиля;

Принципы: - учет индивидуальных особенностей детей;

          Учет возрастных особенностей детей;

          Выбор подростком вида деятельности по интересу;

          Доступность программы;

            Методы и средства: - словесные (объяснение, беседа);

-         наглядные (плакаты, схемы, модели, учебные видеофильмы);

-         практические (упражнения на тренажере)

         Конечный результат освоения программы: Овладение основами теоретических

         и практических знаний и умений по предмету «Автодело».

          Общий  объем программы: 12 часов,  из них лекции:    6 часов

          индивидуальная практическая работа: 6 часов

 

1 ЗАНЯТИЕ.

Тема занятия: вводное занятие.  История развития автотранспорта. Классификация   современных   транспортных   средств.   Знакомство   с автотренажером. Работа на автотренажере.

Задачи: вовлечь детей в деятельность, возбудить интерес к автомобилестроению и автоделу, выявить интересы и потребности детей.

Форма занятия: свободная беседа в диалоговой форме с демонстрацией интересных моделей автомобилей, знакомство с особенностями их строения. ,

Методические рекомендации: для создания интереса у подростков, вводное занятие следует проводить в возвышенном тоне. Важно выбрать интересную для большинства ребят тему (особенности современного автомобиля, их отличие, какую машину вы бы хотели иметь и почему и др.) Это позволит всех ребят включить в разговор. Беседу следует вести в форме диалога. Необходимо раскрыть перспективный план занятий в кружке «Автодело». При  индивидуальной работе на автотренажере следует уделить внимание каждому ребенку, т.к. уровень у всех детей разный. В коллективе необходимо создать положительный микроклимат, необходимый для дальнейшей работы.

 

2 ЗАНЯТИЕ.

Тема занятия: дорожные знаки: предупреждающие, приоритета. Устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Работа на автотренажере (вождение).

Задачи: ознакомление детей с предупреждающими дорожными знаками, дорожными знаками приоритета. Обучение подростков умению переключать скорости, вождению авто тренажера.

 

Форма занятия: Беседа в диалоговой форме (решение задач и ситуаций по правилам дорожного движения). Практическая работа на автотренажере.

 

Методические рекомендации: необходимо особенно обратить внимание подростков на важность точного знания и соблюдения правил дорожного движения. Отметить огромную ответственность за жизнь и здоровье человека на дороге.

При объяснении темы «Дорожные знаки» следует использовать плакаты, раздаточный материал на столы для детей.

     При практической работе на тренажере дети, которые успешно занимаются могут быть выведены в позицию стажеров (консультантов), оказывая помощь остальным. Педагог больше внимания уделяет детям, у которых не получается вождение, переключение скоростей и другие операции. Ребят надо поощрять, давать понять, что у них все получится. Дети обретают уверенность в себе, занимаются    более старательно и успешно. Целесообразно использовать видеоуроки по вождению автомобиля при работе детей по малым группам

(1 группа- работа на тренажере, 2 группа- изучение правил дорожного движения, 3 группа- работа с видеоуроком по вождению автомобиля), затем группы меняются по «вертушке».


3 ЗАНЯТИЕ

Тема занятия- запрещающие предписывающие дорожные знаки .Коробка передач. Работа на автотренажере (вождение)

Задачи: знакомство детей с запрещающими знаками освоение коробки передач (переключение скоростей)

 обучение технике вождения на автотренажере.

Форма занятия: диалоговый режим, работа с детьми при объяснении нового материала. Практическая работа на автотренажере.

Методические  рекомендации:     изучение    темы    "Запрещающие, предписывающие  дорожные знаки" должна проводиться в тесной связи с иллюстрацией примеров и ситуаций на дороге, чтобы детям легче и интереснее было усваивать изучаемый материал. При работе на тренажере следует осуществлять дифференцированный подход к детям, строить обучение "от простого к сложному". Вначале необходимо научить ребят управлять тренажером в простейших условиях ("простая трасса, 1, 2 скорости), постепенно усложняя задачи: более сложная трасса – диск, 3,4 скорости.

При индивидуальной  работе можно прибегать к помощи детей-стажеров.

 

4   занятие

Тема занятия: информационно-указательные, сервисные таблички Педали и рычаги управления Работа на автотренажере.

Задачи: Знакомство и освоение  информационных дорожных  знаков. Закрепление темы «коробка передач», рычагов управления, обучение технике вождения на автотренажере.

Форма работы: групповая форма работы - беседа, разбор и решение конкретных ситуаций на дороге с аргументацией (комплекс разнообразных по содержанию теоретических и практических задач). Индивидуальная работа на автотренажере.

Методические рекомендации: каждую тему по разделу "Дорожные знаки и дорожная разметка» следует тщательно проработать, фиксировать внимание детей на правильном решении ситуации, опыте, т.к. от  этого зависит безопасность человека. При разборе ситуации целесообразно делать рисунки на доске, привлекая   к обсуждению детей, обращая внимание на аргументацию каждого ответа. Если ребята достаточно усвоили материал, их можно разделить детей на 2-3 группы и параллельно дать группам одинаковые задания.

 Усвоение темы "дорожные знаки" целесообразно проводить с использованием раздаточного материала (для каждого ребенка). Как творческий момент в занятии можно использовать конкурс «Рисованые дорожные знаки».

Задача: придумать, нарисовать и «защитить» свой знак: предупреждающий, запрещающий,    предписывающий)    Во    время индивидуальной работы на автотренажере дети могут распределиться по  интересам:

- книги по автоделу,

- газеты и журналы по автоделу,

- усвоение дорожных знаков (раздаточный материал),

- работа с папками "Дорожные знаки" (рисование плаката),

- решение ситуаций на дороге.

- работа с видеоматериалами «уроки вождения».

 

5 ЗАНЯТИЕ.

Тема занятия: дорожная разметка. Сигналы сфетофора, регулировщика. Щиток приборов. Индивидуальная работа на автотренажере.

Задачи: ознакомление детей с сигналами светофора, регулировщика.

Закрепление умений работы на автотренажере.

Форма занятия: беседа в диалоговой форме, опрос детей, практические упражнения на автотренажере.

Методические рекомендации: при опросе (повторение предыдущей темы 'Информационные  знаки")  педагогу  целесообразно  квалифицированно разбирать ситуации на дороге с конкретными знаками. При объяснении новой темы «Сигналы светофора" рекомендуется применять наглядность (плакаты). При работе на автотренажере следует осуществлять разноуровневый подход в обучении (сложная и простая трасса; встречное движение и т.д.). 

 

6   ЗАНЯТИЕ.

Тема занятия: общий обзор по темам Зачет по правилам дорожного движения, по практике вождения автомобиля

Задачи: проверить приобретенные знания и умения учащихся в объеме программы «Автодело»

Форма  занятия: проведение экзамена по курсу "Автодело" (решение ситуаций - билеты, практическая работа на автотренажере).

Методические рекомендации: экзамен в кружке «Автодело» приближен к настоящему экзамену в автошколе. Здесь важен общий доброжелательный тон. Он будет способствовать закреплению детьми теоретических и практических знаний и умений В конце занятия целесообразно сделать общий разбор наиболее часто встречающихся ошибок в билетах и при практическом вождении на автотренажере. По окончании экзамена всем детям вручаются свидетельства об освоении программы кружка «Автодело».

 

Условия реализации программы

При  реализации  программы   кружка  «Автодело»  необходимо использовать наглядные пособия плакаты и раздаточный материал на столы для индивидуальной работы:

- дорожные знаки (знаки приоритета, предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса);

- таблички дополнительной информации;

- дорожная разметка (вертикальная, горизонтальная);

- светофор и сигналы регулировщика.

Следует также использовать схемы в разрезе:

-“двигатель» (газораспределение)                              

- «коробка передач»;

- “сцепление»;

- «тормозная система»;

- «щиток приборов»;

Для проведения итогового занятия (зачета) ислользуются билеты по правилам дорожного движения. При объяснении правил дорожного движения используются макеты дорог.

Занятия по управлению автомобилем проводятся в специально оборудованном классе, на тренажерах - 2 (два).

В качестве оформления   кабинета используются стенды, плакаты, модели машин, иллюстрирующие последние достижения в автомобилестроении. Ребятам предлагаются газеты и журналы об автомобилях.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

- Правила дорожного движения, 1997 г.

- Экзаменационные билеты (категорий В, С)

- Эксплуатация автомобиля

- Учебный план и программа для подготовки водителя-автолюбителя категории 

   В, С,   М, Транспорт", 1993г.

- Методика обучения автоделу в средней школе. М. Просвещение", 1982 г.

- А. П. Погорянский "Страна Изобретания' Самара, 1997 г.

Сайт создан в системе uCoz